На высоте. Сегодня международный День гражданской авиации. По статистике, ежедневно в небо поднимаются около ста тысяч самолетов. За всю свою карьеру летчики проводят в небе более двух лет. О людях, которым мы доверяем свои жизни, – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Командир воздушного судна Николай Ширманов пилотирует не только за штурвалом. Вся семья подсела на его игру про авиацию. Летчик придумал ее, пока дожидался разрешения на вылет – его задерживали из-за грозы.
«Мы были там какие-то 14-е в очереди на запуск, и я подумал в какой-то момент, что это так похоже на игру, когда есть поле – это летное поле, есть фигурки самолетов, которые очень стремятся покинуть аэродром», – пояснил командир воздушного судна.
За 12 лет работы на счету Ширманова 8 тысяч часов в небе. За это время он полетал на разных самолетах. Такая тяга к небу у Николая от отца. Он тоже пилот – провел в воздухе почти 30 лет.
«Когда он прилетает, он мне говорит, мы понимаем друг друга. Мы говорим на одном языке. Мне это нравится. Где-то продолжение мое. Он перерос меня профессионально», – говорит Николай Ширманов-старший.
Подготовка к рейсу – своеобразный ритуал, и начинается он здесь. Сначала в штурманской пилоты получают документы для полета. Нужно изучить погоду, маршрут и схемы всех аэропортов следования. Все это умещается в айпаде, а раньше летчики таскали с собой 13-килограммовый чемодан документов.
- Николай Николаевич, брифинг проведен. Экипаж к рейсу готов.
- Прекрасно! Летим в Камрань. Лететь 9 часов 30 минут.
Еще один этап – медосмотр. Его проходят перед каждым вылетом. Здоровье у летчиков должно быть почти как у космонавта.
– Жалобы есть?
– Нет, все хорошо.
– Отдыхали хорошо?
– Да, сегодня выспался. Дневной рейс – счастье.
Малейшие изменения давления или пульса, и к полету пилота не допустят.
«Я проверяю, что фары целые, что нет подтеков гидрожидкости, что не нарушены никакие трубки», – говорит Ширманов.
Перед вылетом командир проверяет воздушное судно: целы ли шины, лопасти, не поврежден ли двигатель. Если капитан обнаружит повреждение, он может снять самолет с рейса.
В кабине каждую кнопочку тоже проверяют на исправность. Запускают систему навигации и торможения, забивают точку полета на карте. Каждый рейс требует постоянной концентрации.
Налет пилотов в год – 800 часов. Это где-то 35 дней в самолете. Иногда им приходится пересекать семь часовых поясов. За это время организм дважды путает день с ночью, но пилоты переносят и это.
Летчики действительно суеверны. У них ни последний полет, а крайний. Забыл что-нибудь дома, лучше не возвращаться. И не только это.
Пилоты готовы к вылету. По традиции командир корабля лично приветствует пассажиров.
«Добрый день, уважаемые дамы и господа, говорит капитан корабля. Я приветствую вас на борту самолета Airbus 330», – обратился к пассажирам Ширманов.