Мир вспоминает жертв землетрясения 7 декабря 1988 года в Армении. О том, как проходили спасательные работы в разрушенном Спитаке, в эфире телеканала «МИР 24» рассказал их руководитель военный инспектор МО РФ генерал-майор Николай Тараканов.
- Как вы узнали о том, что произошло в Армении?
Николай Тараканов: Я был заместителем начальника штаба гражданской обороны России по боевой подготовке. Это в Чернобыле долго скрывали, а тут сразу – начальник штаба собрал всех офицеров и генералов и сказал: по очереди будете направляться на спасательные работы. Нужно было не просто руководить, а влезть в эту стихию. К этому времени я защитил докторскую диссертацию по аварийно-спасательным работам. Тема была такая: спасательные работы в очагах ядерного поражения.
- Уже был опыт работы в Чернобыле.
Николай Тараканов: И вот Армения. Но я не представлял таких размахов… Командировку в зубы, на самолет и вперед.
- Когда вы оказались в Спитаке?
Николай Тараканов: Через три дня. Генерал армии Говоров взял меня на свой борт. Мы приземлились в Ереване, потом на машинах приехали в Спитак.
- Не буду спрашивать, что вы увидели. Спрошу другое: как для руководителя, в первые часы что было самое трудное?
Николай Тараканов: Самым трудным было мобилизовать прибывающих солдат и невоенизированные формирования гражданской обороны – важно было, чтобы солдат не напугали. Солдат, который возил меня, в психушке, не знаю, может, до сих пор. Не выдержал. Такое месиво, не каждый мужчина способен выдержать – вынимать и так далее, это жутко. Он мне сказал: товарищ генерал, что хотите, на «губу», куда угодно, но я больше с вами не поеду на спасательные работы. Поэтому была задача мобилизовать. В войсках и штабах были замполиты – воспитатели, которые проводили уникальную работу. Находясь вместе с солдатами, они показывали пример. В дивизии генерала Казакова был «конвейер»: в госпитале дивизии хирурги сутками не бросали свою работу. Майор Усибов, азербайджанец, ему говорят, дочь к вам привезли, ее сняли с разрушенного здания. Он говорит, поставьте в очередь – подойдет, я сделаю. Проходит время, дочь попадает к нему в руки, а она мертвая.
- Я читал, что в 1988 году декабрь в Армении был очень холодным.
Николай Тараканов: Жутко холодным. Солдаты жили в палатках. Тогда поступала гуманитарная помощь – помимо продовольствия, одежда, обувь и так далее. Находили возможность выдать каждому полушубок. Они спали в этих полушубках.
Интервью полностью смотрите в ролике.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира