Как теряются и находятся шедевры Караваджо, Ренуара, Тициана

10:17 09/12/2018
Музей имени Пушкина
ФОТО : Mir24.tv / Игорь Медведев

Из австрийского аукционного дома «Доротеум» в Вене украли картину Ренуара, просто сняв ее со стены. Полотно было написано в 1895 году и называется «Залив, море, зеленые скалы». Пейзаж, за который его владелец планировал выручить 160 тысяч евро, похитили всего за два дня до торгов. Что теперь будет с картиной – остается только гадать. Легально продать ее не получится. А вот 100 редких работ итальянского мастера Караваджо несколько лет назад случайным образом появились из ниоткуда – их нашли в одном из замков в Милане. Как теряются и где находятся шедевры искусства, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова.

В 2012 году в истории искусства произошло эпохальное открытие: в одном из миланских замков нашли работы итальянского художника. Невиданные ранее работы оценили в 700 млн евро. Специалисты установили, что эти рисунки Караваджо создал во время обучения. Поэтому, вероятно, они никогда и не были представлены широкой публике.

В мире искусства открытия случаются постоянно, и картины известных мастеров находят в самых неожиданных местах, даже в кинофильмах. Так, четыре года назад искусствовед из Будапешта обнаружил давно потерянную картину венгерского авангардиста Роберта Берени в фильме «Стюарт Литтл». Она висела за спиной актера Хью Лори.

Оказалось, что полотно «Спящая женщина с черной вазой» реквизитор фильма приобрела в антикварном магазине в Калифорнии за 500 долларов. После съемок картина попала в частную коллекцию, а затем на аукцион. На торгах работу купили почти за 230 тысяч евро. А несколько лет назад сенсационное открытие сделали и в Пушкинском музее. В картине, автор которой долгое время считался неизвестным, специалисты распознали полотно Тициана «Венера и Адонис».

«Картина продавалась в 2005 году на французском аукционе как работа художника 17 века, и как фактически копия картины, находящейся в музее Прадо в Мадриде. Потом мне она была показана, и я признала в ней подлинник Тициана. Так получилось, что она попала в результате в российское частное собрание. Теперь она принадлежит фонду «Классика», – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.

Многие культурные ценности были утеряны во время войн и революций. Во Вторую мировую, к примеру, нацисты громили крупнейшие музеи Европы и некоторые экспонаты отправляли в Германию. А большинство наследников уже и не помнили, откуда в их семье взялись работы знаменитых мастеров. Конечно, произведения искусства становятся жертвами не только военных преступлений, но и банального грабежа.

В 1951 году из музея в Балтиморе похитили «Пейзаж на берегу Сены» Ренуара. Долгие годы о судьбе картины ничего не было известно. До тех пор, пока в 2009 году ее ни купила одна американка на блошином рынке и всего за семь долларов. Позже женщина отнесла картину специалистам. Они определили, что полотно – кисти французского импрессиониста. Работу оценили в 100 тысяч долларов.

На аукционах часто выставляют работы якобы неизвестных авторов. Однажды в одном таком безымянном искусствовед Сергей Подстаницкий распознал русского живописца Федора Бронникова. Узнать о происхождении полотна «Благовещение» Сергею помогла аббревиатура «С.Р.М» в верхнем углу. Подобными штампами отмечал картины основатель саратовского Радищевского музея Алексей Боголюбов и его друзья, в числе которых был и Бронников.

«Дальше было дело техники – сравнить это «Благовещение» с другими работами Бронникова. Выяснилось, что это предварительный эскиз к композиции «Благовещение», которую Бронников писал для храма Христа Спасителя. Потом сменились владельцы», – говорит искусствовед Сергей Подстаницкий.

Безымянные или потерянные шедевры переходят из рук в руки, пока их не заметят профессионалы. То там, то здесь находят утерянные или совсем неизвестные работы Рафаэля или Да Винчи. А сколько их таких, оставленных нам в наследство великими мастерами, – можно только гадать.