Космическая защита: Кононенко и Прокопьев осмотрят «Союз» в новых скафандрах

10:26 11/12/2018

Российские космонавты Олег Кононенко и Сергей Прокопьев сегодня выйдут в открытый космос. Они вскроют оболочку корабля «Союз» и осмотрят снаружи отверстие, которое в августе обнаружили внутри бытового отсека. Работать снаружи МКС более шести часов им позволят новые российские скафандры. Корреспондент «МИР 24» Алексей Дашенко примерил космическую защиту.

Говорят, что попасть в скафандр несложно – нужно подтянуться, вставить ноги, затем руки и просто упасть вниз. Именно такой тип скафандра, «Орлан», уже 40 лет стоит на вооружении у российских космонавтов. Правда, сегодня на Международной космической станции используют уже более современную модель скафандра. Она, кстати, так и называется – МКС, что означает модернизированный, компьютеризированный, синтетический. 

«В последней модели нашего «Орлана» имеется компьютер, который обрабатывает данные со всех датчиков и выдает космонавту на специальный дисплей все параметры. Кроме того, он еще имеет подсказывающую функцию, что космонавту сделать в той или иной ситуации, не дай бог она аварийная», – указал советник генерального директора НПП «Звезда» Николай Дергунов.

Синий костюм, который надевают под скафандр, это самый обычный радиатор водяного охлаждения. Вода, которая бежит по сотням трубочек, может либо охладить, либо, наоборот, согреть тело космонавта. Температуру отрегулирует все тот же компьютер. Но вот в некоторых мелочах не поможет даже самая современная электроника.

«Космонавты попросили инженеров сконструировать специальную чесалку для носа. На этом скафандре она есть. Она представляет собой два бугорка, о которые можно почесать лоб, нос, все что угодно», – сказала научный сотрудник музея космонавтики Анна Цыганкова.

Находящийся в Музее космонавтики скафандр «Беркут», в котором человек впервые вышел в открытый космос, входит в обязательную программу всех школьных экскурсий. О подвиге Алексея Леонова гиды могут рассказывать часами. 

Первый скафандр для так называемой внекорабельной деятельности был мягкий, без жесткого каркаса. Через несколько минут в космическом вакууме он раздулся. Леонов понял: в таком виде он не сможет вернуться на корабль, просто не протиснется в люк шлюза. 

«И вот здесь я совершил с тех позиций страшное нарушение. Я принимаю решение сбросить давление в скафандре в два раза. Я это должен делать только с разрешения Земли, но не стал спрашивать это разрешение», – вспоминает летчик, космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов.

Согласовывать свои действия с Землей Леонову просто было некогда. Запас кислорода в баллоне заканчивался. Нужно было срочно возвращаться. 

Через шлюз Алексею Леонову нужно было вернуться на корабль, но он вошел в него головой, а не ногами, как планировалось. Поэтому закрыть за собой люк никак не мог. 

Единственным вариантом было перевернуться в рукаве, диаметр которого чуть меньше метра. И как космонавт это сделал в скафандре, да еще и с ранцем за спиной, он и сам не может объяснить.

Скафандр Алексея Леонова сохранился. Его космонавт передал в музей подмосковного предприятия «Звезда», туда, где его много лет назад произвели.