Россия не нарушает международных договоренностей, оснащая свои Вооруженные Силы новым оружием. И претензии к Москве со стороны Вашингтона, анонсировавшего выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, на поверку оказываются ширмой, прикрывающей беспокойство США перед военной и экономической мощью Китая. К таким выводам склоняются эксперты в связи с заявлением президента РФ Владимира Путина о том, что новое российское оружие не подпадает под действие ДРСМД, сделанным на расширенной коллегии Минобороны во вторник, отмечает телеканал «МИР 24».
На совещании с военными Путин еще раз указал на то, что ДРСМД выполняет стабилизирующую роль в мире.
«Какими бы ни были претензии к договору, в современных условиях он выполняет роль стабилизирующего фактора. Работает на поддержание определенного уровня предсказуемости и сдержанности в военной сфере», – указал российский президент.
Напомним, что в начале декабря США в лице госсекретаря США Майка Помпео «дали» России два месяца на то, чтобы «вернуться к выполнению» договора. Это заявление пояснила его заместитель Андреа Томпсон, по словам которой России следует отказаться новой крылатой ракеты SSC-8 (9М729) на основе ракеты морского базирования 3M-54 «Калибр». Или, как вариант, упростить ее, сократив дальность, чтобы она «вписалась» в условия договора.
Все последнее время Москва пытается убедить Вашингтон, что ни того, ни другого делать нет смысла по той простой причине, что характеристики ракеты не нарушают правил ДРСМД.
«Названное американцами ракетное средство, а именно крытая ракета наземного базирования с индексом 9М729 полностью отвечает требованиям договора, она не разрабатывалась и не испытывалась на запрещенную по договору дальность. Ее развертывание осуществляется в строгом соответствии с нашими международными обязательствами», – терпеливо объясняла еще год назад официальный представитель МИД России Мария Захарова. Но в США по-прежнему не хотят ничего слушать. И у экспертов начало складываться впечатление, что дело как бы не совсем в России.
Что это впечатление не обманчиво, подтвердил не кто-нибудь, а советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, прилетевший в Москву 22 октября. В интервью российским СМИ он уточнил позицию США по ДРСМД, указав, что Вашингтон считает соглашение не отвечающим современным реалиям, так как Китай, КНДР, Иран и другие страны не связаны никакими соглашениями по этому классу вооружений.
По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, Болтон таким образом дал понять, что выходом из ДРСМД США хотят компенсировать наличие у азиатских стран ракет средней и меньшей дальности.
«Как вы знаете, когда в Вашингтоне еще до визита Болтона объявляли о намерении выйти из этого договора, там прямо упоминался Китай», – уточнил Лавров. И вот теперь Болтон уже прямо заявляет, что до половины от общего числа баллистических ракет Китая не соответствуют ДРСМД.
Получается, в США хотели бы видеть что-то вроде ДРСМД-2 – с обязательным участием Китая, про ракеты которого Болтон для большей убедительности сказал, что они угрожают «сердцу России». Такой формат устроил бы Дональда Трампа. «Китай не входит в это соглашение, но они должны быть включены в него», – заявил он в октябре.
Но на этом глава Белого дома не останавливается. Он пообещал наращивать количество ядерных вооружений до тех пор, пока Москва и Пекин «не придут в себя».
Между тем с таким же радикальным советом обратиться к Вашингтону могла бы и сама Москва. Пока же министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дипломатично отмечает, что у российской стороны есть серьезные вопросы к США по поводу выполнения ДРСМД самими американцами.
Так, в Москве указывают, что Соединенные Штаты размещают в Румынии и Польше установки, способные запускать крылатые ракеты «Томагавк», а это запрещено договором. Российская сторона не может пройти и мимо того, что в США разрабатывают ударные беспилотники и крылатые ракеты наземного базирования.
Как бы там ни было, если США реализуют угрозу выхода из договора, это не останется без ответа Москвы. Об этом недвусмысленно заявил Владимир Путин на совещании с руководством Минобороны в ноябре.
«Когда Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора по противоракетной обороне, мы тогда открыто и честно заявили, что вынуждены будем принять ответные меры. Так и было сделано. У России появилось гиперзвуковое оружие, способное преодолевать любую систему противоракетной обороны», – напомнил российский лидер.
И выразил надежду, что здравый смысл и взаимная ответственность лягут в основу давно назревшего диалога по вопросам стратегической стабильности и укрепления системы коллективной безопасности.