Автору романов «Иду на грозу» и «Зубр» советскому и российскому писателю, почетному жителю Санкт-Петербурга Даниилу Гранину 1 января исполнилось бы 100 лет. О жизни и творчестве Гранина рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Лена Петревска.
В 96 лет Гранин выступал перед парламентом Германии – рассказывал о блокаде Ленинграда, не как писатель, а как очевидец событий. Свою «Блокадную книгу» Гранин сложил вместе с белорусским писателем Алесем Адамовичем. В ней можно прочесть то, о чем тогда не говорили с экранов и газетных полос.
За честность и открытость Даниила Гранина при жизни называли совестью эпохи. Сам писатель громких слов не любил.
«Он для меня был примером человека, который каждый день радуется жизни. Мне вопрос «в чем смысл жизни» кажется странным. Смысл жизни – в жизни, в том, чтобы видеть траву, людей, малышей. Всему этому меня научил папа», – говорит дочь Гранина Мария Чернышева-Гранина.
Биография Гранина начиналась «по советскому стандарту». Родился в селе, окончил школу, уехал учиться в крупный город Ленинград, поступил в Политехнический. В 1940 году стал инженером на Кировском заводе.
«Даниил Гранин уходил в народное ополчение с нашего завода. Война – большое потрясение для человека, естественно, оно не могло пройти бесследно. Гранин до конца своих дней участвовал в жизни нашего предприятия, мы всегда были рады его видеть», – рассказал директор музея истории техники Кировского завода Игорь Саврасов.
В заводском музее до сих пор хранятся газеты с заметками будущего писателя на производственную тему. Статьи подписаны «Даниил Герман» – это настоящая фамилия Гранина. Он взял псевдоним в 1948 году. Первый рассказ опубликовал в журнале «Звезда». Тогда его героями были инженеры и ученые.
«Несмотря на первые вещи, которые его прославили, «Искатели», «Иду на грозу», в основе которых противостояние, сопротивление, необходимость борьбы, я думаю, что война была главной темой его творчества», – отметил редактор журнала «Звезда» Яков Гордин.
Все повести и романы Гранина предельно точны и детальны. Литературоведы относят их к стилю социалистического реализма. Уже после смерти писателя к его 100-летию в Петербурге издана «Последняя тетрадь». Это своего рода отчет Гранина о жизни, честный разговор с собой и читателем о парадоксах человеческой натуры.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания