Известному скульптору Зурабу Церетели сегодня исполнилось 85 лет. Он изменил облик Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов бывшего Советского Союза. Невероятно плодовитый художник продолжает творить и на девятом десятке. Корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов узнал, что за муза помогает мастеру все это время.
Его скульптуры можно увидеть в самых разных концах света: в Москве и Тбилиси, Нью-Йорке и Лондоне, Севилье и Пуэрто-Рико. Но лучше всего с творчеством художника знакомиться на даче в Переделкино. Это, по сути, бесплатный музей под открытым небом. На каждом квадратном метре знаменитость: Бродский и Высоцкий, Черчилль и Сталин. Собрать такой бомонд в одном месте, пусть и в бронзе, под силу только Церетели.
Он трудится тут же, в мастерской, и день рождения – не исключение. Говорит, в этом рецепт успеха. Не ждать музу, а работать: есть холст, есть краски и вперед. За делом вспоминает своих учителей, особенно Василия Шухаева, сосланного на Кавказ петербургского художника. Церетели вырос на его уроках.
«Сзади стояла натурщица, а здесь бумаги. И так вот рисовали, поворачиваясь туда-сюда. Он объяснял, что самое важное, что остается в мозгах – это объем и характер фигуры», – рассказывает скульптор.
Церетели часто не понимали, как в свое время его кумиров – Марка Шагала или Пабло Пикассо. Дипломную картину «Песнь о Тбилиси» молодой Зураб нарисовал в стиле импрессионизм. И кондовые соцреалисты из художественной академии Грузии ее не приняли. Пришлось быстро искать новую идею.
«Заходит скульптор Алик Ратиани, когда увидел его лицо такая объемная скульптура. «Алик, можешь позировать? – Могу». 12 дней не раздевались, не уходили, работали. Он позировал», – вспоминает Церетели.
Позировали Церетели многие, но чаще других профессор Елена Зарецкая. Каждый раз в новой шляпе, как просил Зураб Константинович. Он приметил ее на одной из своих выставок и пригласил в мастерскую.
«Он стоит на таком, ну условно говоря, возвышении, где еще лестница. Холст сам огромный, затонированный. Я обычно сижу. Довольно в большом помещении сидит некоторое число людей за мольбертами, тоже пишут. При этом играет всегда музыка очень приятная, и он еще, стоя на этой лестнице, пританцовывает. Это много часов продолжается», – поведала Зарецкая.
Энергии хватало даже на то, чтобы отбиваться от бесконечной критики. Церетели к примеру обвиняли в самоплагиате. Якобы его Петр I на Москве-реке – это его же Колумб в Пуэрто-Рико.
«Какая разница? Это один памятник, это другой. Голова одна, тут другая. По размеру этот 96 метров, этот 94», – указывал Церетели.
Вообще к критике Церетели относится оригинально. Тем более, недовольные рано или поздно его искусство все-таки принимают.
«Многие люди потом подходили и извинялись, а я говорил: не-не-не, ругайте еще. Это же реклама», – отметил Церетели.
Он снова рисует подсолнух. Эти желтые цветы напоминают Зурабу о родной Грузии и о солнце, которого так мало в зимней Москве.
Читайте также: