Накануне в Москве не стало последнего советского фронтового кинооператора Бориса Соколова. До своего 99-летия он не дожил несколько дней. В своем последнем интервью, которое он дал порталу argumenti.ru, ветеран рассказал о чувствах, которые испытывал, когда попал на фронт, о съемках в Польше и об интриге подписания Акта о капитуляции.
По словам ветерана, война – это ужас и кошмар, и другой она не бывает.
«Когда осенью 44-го я оказался на фронте, очень трудно было воспринимать происходящее. На счастье, попал к своему однокурснику по ВГИКу Мише Посельскому, который был уже обтесан войной, и мы составили съемочную группу», – отметил он, добавив, что его вузовский приятель очень быстро ввел его в курс дела.
Вместе с тем ветеран признался, что настоящий страх он испытал не на фронте, а уже после того, как был взят Берлин.
«В Берлине мы с Мишей собирались снять «двойника» Гитлера – в сухом бассейне во дворе рейхсканцелярии в горе трупов обнаружили похожего на фюрера. Никто точно не знал, двойник это – не двойник, вначале даже чуть ли не думали, что сам Гитлер, всем было интересно. Для съемок нужно было получить пропуск у коменданта, а путь в комендатуру лежал через открытый полуподвал. Там вповалку лежали раненые эсэсовцы, которые не сумели уйти. И когда я спустился, в моем мозгу вспыхнула история, когда в летчика в польском городе Познань бросили гранату. И меня, в полном смысле этого слова, сковал страх. Наклонив голову, не глядя по сторонам, я быстро пошел к коменданту и получил пропуск. Вот какая история – испытал страх не во время съемок военных действий, а когда проходил через этот полуподвал. Потому что ждал – вдруг кто-то из немцев бросит гранату», – признавался ветеран.
Соколов также отметил, что в его сознании никак не запечатлелся образ врага. По его словам, операторы просто об этом не думали, а выполняли свою работу – воевали простые советские солдаты.
«Нашим оружием была кинокамера. И задача была в том, чтобы показать, что происходит в данный момент на нашей территории. Никаких выводов мы не делали. И не думали, что нашим кадрам будет придаваться такое большое историческое значение», – указал Соколов.
Подробнее он рассказал корреспонденту о съемках в Польше. Вместе с Посельским их прикрепили к 1-й Польской армии, которую составили из частей бывшей дивизии Костюшко. Операторы снимали быт поляков, артиллерийские работы и даже то, как они пили шампанское на Новый год. Позднее, когда в начале 1945-го началось наступление, запечатлевали форсирование Вислы, атаки танками и «Катюшами» Радома. А потом, когда советские войска освободили Варшаву, Соколов и Посельский снимали первый парад польских войск.
Два раза Соколову довелось снимать гильотину.
«Впервые машину для отрубания голов увидели в тюрьме Познани. Сняли, и эти кадры потом использовал в фильме «Иваново детство» режиссер Тарковский. Мы об этом даже не сразу узнали. А в Германии гильотину снимали в тюрьме Плетцензее, где казнили Юлиуса Фучика и Мусу Джалиля. Вторая гильотина была поменьше познаньской, но производила такое же жуткое впечатление», – отметил ветеран.
Выпуск Соколова во ВГИКе оказался первым военным, однако, по его словам, никто не предчувствовал приближения войны
«Война для всех началась неожиданно, мы в этот момент были на практике и по плану московской студии кинохроники должны были в Коломне снимать документальный фильм «Город в обороне» в качестве ассистентов оператора. Однако, как только узнали, что началась война, свернули аппаратуру и вернулись в Москву», – указал ветеран.
Главная интрига подписания Акта о капитуляции, по словам Соколова, заключалась в том, что США и Англия без ведома СССР 7 мая подписали документ во французском Реймсе, где располагался штаб американо-французских высадившихся войск. А потом после протеста Москвы, которая потребовала, чтобы подписание происходило в Берлине, американцы и англичане согласились считать подписание в Реймсе предварительным соглашением. Окончательное подписание Акта о капитуляции состоялось в ночь с 8 на 9 мая в Карлсхорсте, в помещении бывшего офицерского казино. Со стороны Советского Союза Акт подписал маршал Жуков, с немецкой – генерал-фельдмаршал Кейтель с ближайшим окружением.
«Помню, как немцев в течение дня приводили в здание казино и выводили обратно. Мы их сняли, потому что по поручению Юлия Райзмана, делавшего документальный фильм о взятии Берлина, прикреплены были к немецкой делегации», – указал Соколов.
По его словам, Акт о капитуляции снимали старейшие операторы, в том числе Роман Кармен. Сам Соколов присутствовал в помещении в качестве осветителя и от стола находился далековато, тем не менее сумел прочувствовать всю значимость этого события.
Читайте также: