Фрида Кало и Диего Ривера: чудовищная история любви 20 века

11:19 20/01/2019
Фрида Кало и Диего Ривера: чудовищная история любви 20 века
ФОТО : МТРК «Мир»

Тайная страсть, скандальный брак и самая чудовищная история любви 20 века. Жизнь Фриды Кало и Диего Ривера словно мексиканский сериал, посмотреть который можно было еще задолго до появления мыльных опер. Измены, битая посуда и вечные страдания – такой сценарий любви муж и жена писали собственными поступками. А потом брали в руки кисти и создавали шедевры. Их, кстати, до марта можно увидеть в Москве, на поистине уникальной выставке в Манеже. Главный экспонат которой кричащая, страстная и непостоянная любовь. Корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева пыталась разобраться в отношениях самой яркой пары мира искусства 20 века. 

Густые брови, словно одна ниточка, и цветы в волосах. Образ Фриды Кало – это образ свободы, веры в людей, а еще болезненной любви. Она любила, страдала и снова любила, а центром ее жизни стал он – Диего Ривера. Их история в Манеже начинается с биографии. В жизни – со знакомства в Национальной подготовительной школе Мехико. Тогда ни 15-летняя Фрида, ни женатый Диего не подозревали, что станут самой яркой парой 20 века.

Терракотовый зал погружает в мир экспрессивной художницы Фриды Кало. Она встречает посетителей абсолютно открытая душой. На автопортрете, рядом с собой она поместила особенные для нее предметы: обезьянка была ей другом, собака – защитником, а скульптура напоминала о родине.

В поддержке Фрида нуждалась чаще, чем мог представить себе Диего. Она всю жизнь мечтала подарить мужу ребенка. На самой трагической картине Кало изобразила себя после второй неудачной беременности, когда она 13 дней провела в американском госпитале имени Генри Форда. И стала первой женщиной-художницей, которая обратилась к теме абортов и выкидышей.

«Она изображает себя: автопортрет в окружении символов из собственного символического словаря. Здесь улитка – время, которое течет очень медленно. Ребенок, которого она потеряла, – цветок. С одной стороны, это романтический подарок от Диего, а с другой, цветы – символ женской сути», – рассказала куратор выставки Катарина Лопаткина.

Фрида всю жизнь не могла иметь детей из-за страшной аварии. В автобус, в котором она ехала, врезался трамвай. В результате – год на больничной койке, множество переломов позвоночника и до конца жизни ортопедические корсеты. Но помимо физической боли на пути ее сопровождали душевные муки.

В 1934 году Фрида переживает сразу несколько сильнейших ударов. Третья прерванная беременность и измена мужа с ее сестрой Кристиной. Свою боль художница переносит на страшный, залитый красной краской холст под названием «Несколько царапин». Кало хоть и понимала неизбежность романов Диего, но переживала их очень тяжело. А для Риверы – это был третий брак, в предыдущих он также не стеснялся заводить любовниц. И даже признавался, что получал удовольствие от невыносимых страданий, которые причинял возлюбленным.

В 1937 году чувство мести победило сердце Фриды - она завела роман с бежавшим из СССР Львом Троцким. Их запретная связь была страстной, но недолгой. Измены постоянно преследовали семейную жизнь Фриды и Диего. Был даже развод. Но они снова сходились и продолжали разбивать сердца. Она, к примеру, не скрывала роман с танцовщицей Жозефин Бейкер, но оба всегда твердили, что были друг у друга единственными.

Работы Диего Ривера, на стенах, окрашенных в синий, сильно отличаются от картин Фриды. Здесь портреты и пейзажи в духе европейской классики, модернизма и народного мексиканского творчества. А вот «Славная победа» – огромное полотно, которое Советскому союзу он в 1954 году подарил лично. Такие разные люди и художники – как Фрида и Диего соединяются в центральном зале выставки. В моменты сильных депрессий Кало вела дневник. Уникальные письма из него можно увидеть под стеклом.

«Очень трогательно, что она никогда не жаловалась. Она интересовалась жизнью своих друзей, садом, кухней. Всегда старалась производить впечатление легкости. И это тоже требует особого понимания», – отметила коллекционер Анн-Мари Спрингер.

Насытившись историей всепоглощающей болезненной любви, можно отвлечься в зоне отдыха, которую в Манеже прозвали «фридамания». По центру – олень с головой Кало, пронизанный стрелами и ранами. Свою первую персональную выставку, буквально предсмертную, Фрида посетила на кровати. Больничную койку с тяжело больной художницей поместили прямо в середине экспозиции. А уже через год в ночь перед уходом из жизни, она подарила Диего кольцо. Кало купила его на годовщину их свадьбы. Утром, когда ее не стало, Ривера еще долго не мог в это поверить. А потот женился вновь. Через три года перестало биться и его сердце. Жестокое, но навсегда влюбленное в Фриду Кало.