День памяти жертв Холокоста: 74 года назад Красная армия освободила узников Освенцима
08:17 27/01/201974 года назад Красная армия освободила лагерь смерти Освенцим. В России отмечают неделю памяти жертв Холокоста. Это слово пришло из Библии и переводится как «уничтожение огнем». В ХХ веке холокост стал синонимом геноцида еврейского народа, сообщает корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.
Когда к власти в Германии приходят нацисты, они объявляют евреев главными врагами Рейха. Сотни тысяч человек бегут от погромов на Запад, в США, и на историческую родину, в Палестину. Однако аппетиты Гитлера растут, и в 1939 году он оккупирует Польшу с тремя миллионами еврейского населения. Там образуют первые гетто – по сути, этнические резервации. А на очереди – Советский Союз, где еще четыре миллиона человек, которых нацисты считают низшей расой.
Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма. Антисемитизм в Европе существовал тысячи лет. Просто будущий фюрер пробудил его с новой силой.
«Писал об этом еще в 1919 году в своем дневнике, что во многом, что происходит в Германии, виноваты евреи. И если случится какая-то мировая катастрофа, война, в этом будут виноваты евреи», – говорит директор департамента экскурсионных программ Еврейского музея и центра толерантности Олег Меламед.
Удивительно, как быстро жители одной из самых просвещенных стран мира согласились участвовать в кошмарном эксперименте. Геноцид проводили с немецкой педантичностью. Это была целая индустрия: поезда свозили людей в лагеря по расписанию, на убийство евреев выдавали ежедневный план.
«Концлагерь как место содержания и убийства возникает постепенно. Изначально это было просто место депортации, а потом уже тотальное уничтожение», – говорит Меламед.
Евреев травили газом, сжигали заживо и расстреливали, проводили жуткие медицинские опыты.
«В процессе уничтожения участвовали не только немцы, но и десятки тысяч поддерживающих их коллаборационистов из других стран мира, других национальностей. И спасали евреев, рискуя собственной жизнью, тоже тысячи людей разных национальностей, разной веры. Это является историей человечества, это не история евреев или только немцев», – говорит президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер.
Заранее составляли списки с именами будущих жертв. В один из них попал четырехлетний одессит Владимир Ляховецкий. Дворник выдал нацистам все еврейские семьи, которые жили в его доме. Спас знакомый водитель.
«Нас выводили с конвоем, а по улице, как река, шли люди. Мы влились ручьем в эту реку и пошли своим ходом, кто в чем. А дядя Гриша знал, когда нас привели в лагерь. Он вместе с тряпьем меня вывез к своей сестре в деревню. Рисковал страшно», – говорит житель Одессы Владимир Белокопытов.
Так Владимир Ляховецкий стал Владимиром Белокопытовым. Имена своих биологических родителей он искал в архивах по всему миру и расспрашивал о них бывших соседей в Одессе, но тщетно. После войны евреи разыскивали не только своих родственников, но и палачей.
«Мы нашли потрясающую историю – о судьбе полицейского, который был начальником полиции только один день в городе Велиж Смоленской области и приказал сжечь гетто. Там погибли несколько сотен человек. Представьте, его звали Иван Денисович», – говорит вице-президент фонда «Холокост» Илья Альтман.
Когда через 30 лет об этом дне Ивана Денисовича узнали в Советском Союзе, бывшего полицейского казнили. Однако победить антисемитизм не удалось. «Черную книгу» – сборник документов о преступлениях Холокоста – использовали сначала на Нюрнбергском трибунале против нацистов, а через шесть лет в Советском Союзе, уже против самих авторов, евреев из антифашистского комитета.