После катастрофы «боинга» в Эфиопии все больше людей задумываются над тем, на каких самолетах летать безопаснее. Своим мнением на этот счет в эфире телеканала «МИР 24» поделился пилот Андрей Литвинов.
- Предварительная версия крушения – ошибка автоматики. И это уже второй случай с этой моделью самолетов. Что безопаснее – управление автоматикой или только ручное управление?
Андрей Литвинов: Так вопрос ставить не совсем корректно. Автоматика работает на всех самолетах, и современные самолеты без автоматики просто немыслимы. Я бы поставил вопрос по-другому. Когда «Боинг» делает какие-то системы, пусть он хотя бы их описывает. Он написал, что эта система имеется, а рассказать, как она работает, в своих руководящих документах не удосужился. «Яма есть – объезжайте ее». Но все равно кто-нибудь забудет, что есть эта яма, или не будет знать о ней, и все равно в нее попадет. Как это случилось с двумя этими самолетами. «Боингу» надо устранить эту яму, замуровать, чтобы ее не было. Тогда и в автомате, и ручном режиме все будет нормально.
- Такой массовый запрет на эксплуатацию «боингов» – вам кажется эта мера оправданной?
Андрей Литвинов: Абсолютно оправданна. «Боингу» надо исправить этот косяк. Понятно, что они хотели облегчить работу экипажа. Но система работает, и распознать ее сложно. Два экипажа, которые упали, не распознали этот отказ. В случае до двух этих падений экипаж оказался более подготовленным и распознал этот отказ, выключил электромоторчик, который управляет стабилизатором и не перекладывает его на пикирование. Было тяжело, но спаслись. Это не значит, что эта система должна оставаться в таком виде, в каком она сейчас есть. Совершенно правильное решение приняли все, кто прекратил полеты «боингов». Пусть исправят косяки, и будем летать дальше на этих самолетах.
- Росавиация предлагает авиакомпаниям заменить «боинги» российским МС-21. Насколько это реально?
Андрей Литвинов: Если работать в этом направлении и вкладывать деньги, то, конечно, реально. Мы были самой авиационной державой в мире во времена Советского Союза. Готовили специалистов в 40 странах, они уезжали туда работать. В идеале давно пора летать на своих самолетах. Мы обсуждаем, как на Марс слетать, а летать не на чем на Земле. Поэтому надо срочно что-то делать с гражданской авиацией, развивать ее, а не надеяться на «боинги» «аэрбасы». Это рано или поздно закончится. Нам нужна своя авиация – российская, русская.
- Сколько времени потребуется, чтобы научить пилотов управлять российскими самолетами?
Андрей Литвинов: Российские самолеты не сложнее «боингов» и «аэрбасов». Все технологии приблизительно одинаковые. У нас самолеты были, и нельзя сказать, что мы с нуля начинаем нашу авиацию. Были прекрасные самолеты. Те же Ту-154, Як-40, которые надо было просто доработать. А Ил-62? А Ил-96 какой прекрасный самолет. Ни одной катастрофы в истории Ил-96 не произошло. Надо просто сделать хорошие двигатели, хорошую авионику и облагородить салоны. И все будет нормально. Планеры у них прекрасные, летают они прекрасно. Просто надо было их доделать. Это было бы и дешевле, и справедливее – лучше для России, для нашей авиации. А не бежать галопом закупать иномарки. А что делать, летать же надо на чем-то. Если своих нет, приходится летать на «аэрбасах» и «боингах».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира