Уроки «боингов»: слишком умный самолет лишает пилота базовых навыков

19:53 16/03/2019

Стоит ли опасаться «боингов» после катастрофы в Эфиопии? Своим мнением на этот счет в эфире телеканала «МИР 24» поделился Альфред Малиновский, вице-президент Межгосударственной федерации профсоюзов летного состава гражданской авиации России.

- Два самолета этого типа потерпели крушение, и мы не знаем точную причину. Можно это назвать фатальным случаем? Или же подобное уже случалось, и удивляться не стоит?

Альфред Малиновский: Фатальными я эти случаи не могу назвать. Думаю, что этот психоз через пару недель пройдет. Программа здесь абсолютно ни при чем. На моей памяти три случая. До первой катастрофы в Индонезии борт, который взлетел там же, претерпевал те же неисправности, но экипаж смог успеть противодействовать этой системе и посадить самолет. В чем суть? Во всех трех случаях прослеживается отказ указателя угла атаки, который сигнализирует на систему, что скорость мала, и нужно ее набирать. По этой команде алгоритм срабатывает так, что самолет переводится автоматически на пикирование и разгоняется. В этом случае есть возможность отключить автопилот, но нужно сделать это быстро. Барашками, которые находятся справа и слева от центрального пульта, вручную включать моторчики. Когда мы отключаем автопилот, моторчики отключаются и слушаются только барашков. Если это сделать, катастрофы не будет. Сам по себе этот отказ не является отказом высокой сложности. С ним должен справляться летчик невысокой категории. Вообще говоря, сегодняшняя система управления самолетами гражданской авиации, которая управляет самолетом программой, чревата тем, что летный состав теряет основные навыки. Мы, летая на прежней технике, использовали автопилоты, налетывая 6-7 тысяч часов, из которых одну треть налетывали в штурвальном режиме, вручную. На подкорке откладывались ассоциации, запоминались навыки, и летчик мог пилотировать вручную. А сегодня, когда случается незначительный отказ, летчики в силу того, что вручную не летают, встречаются с огромными проблемами, то есть не умеют пилотировать. Потому что после разбега, отрыва, набора 30 метров, как правило, включают программу, и она управляет самолетом по 8-9 часов. За 30 метров до посадки программа отключается, и самолет досаживается вручную. То есть в мозге у человека ничего не откладывается. А гимнасты, фигуристы не думают, как поставить ногу, конек.

- То есть получается, что есть ошибка пилота, и пилотам надо работать над собой.

Альфред Малиновский: Обязательно. И сегодня это проблема во всем мире. Я сделал доклад на Ассоциации авиационно-космической медицины с этой проблемой, разослал его в международные организации. И мне прислали ответы, что при попытке инструктора дать указание пилотам зайти вручную они не могли этого сделать: утрачены навыки. Дело не только в отказах, которые редко бывают. Сегодня техника очень надежная. Но есть еще кибератаки. В прошлом году их было около двух тысяч. Хакеры пытаются взять управление у системы на себя. Пилот должен вырубить систему и взять управление в руки, но он не умет пилотировать. Вот в чем огромная проблема во всем мире и в том числе в России.

- Как быстро «Боинг» сможет решить возникшую проблему и каков шанс, что самолеты, которые сейчас на стоянках, все-таки поднимутся в небо?

Альфред Малиновский: Через полторы-две недели «Боинг» даст отмашку, что он исправил отказы указателя угла атаки, и все встанет на место.