Сегодня в Москве простятся с народным артистом СССР Георгием Данелией. О нем скорбят во всех уголках бывшего Советского Союза. Телеканал «МИР 24» вспомнил о жизненном и творческом пути непревзойденного мастера и великого человека.
«Мы снимаем фильм под названием, которое еще неизвестно. Во всяком случае, фильм относится к разряду комедии. Но пока это все не смешно. Все то, что мы сняли», – рассказывал сам Данелия про фильм «Мимино».
Разряд «комедия» для своих фильмов, как признавался Данелия, он старался получить по одной простой причине – на съемки такого жанра давали больше пленки. И всегда получалось смешно, даже там, где хотелось плакать.
Фильм «Не горюй» Данелия снимал про себя, про свое тбилисское детство, про большую шумную грузинскую семью. Из Тбилиси в Москву родители Данелии переехали почти сразу после его рождения. Отец Николай Данелия – главный инженер Метростроя. Фильм «Я шагаю по Москве» отчасти посвящение и ему. Мать, Мэри Анджапаридзе, работала режиссером на Мосфильме. Возможно, поэтому Данелия после архитектурного института поступил на высшие режиссерские курсы. И почти сразу стал снимать кино. Но каждое лето ездил в родной Тифлис.
Тетя Верико Анджапаридзе, ее муж Михаил Чаурели и их дочь Софико – актеры. От них-то он услышал историю о том, как один директор киностудии лично утверждал план своих похорон. Сцену со сборами на тот свет Данелия встроил в сценарий фильма.
«Это самый смешной трагический фильм в мире. Героя сажают в тюрьму, у сестры отбирают дом, она живет в сарае, второй главный герой умирает, героиня погибает при родах, мужа ее стреляют. Выходишь – светлое чувство радости жизни. Это феноменальное кино», – признался фотограф, писатель Юрий Рост.
Друзья говорят – Данелия умел дружить как никто другой. За режиссера Александра Серого, когда тот вышел из тюрьмы и был без кино, пошел просить к директору «Мосфильма». На работу над фильмом «Джентльмены удачи» дали добро, но с условием: Данелия поможет со сценарием и возьмет под контроль режиссерскую работу. В итоге получился «самый данелиевский фильм».
Очень часто Данелия сценарий менял по ходу съемок. Роль подстраивал под актера. Так не раз было с Вахтангом Кикабидзе. Это Данелия когда-то пригласил барабанщика из ансамбля «Орэра» на съемки фильма «Не горюй». Потом больше 50 лет они были не разлей вода.
«Это единственный кинорежиссер, у которого я заранее не учил тексты к съемкам. Вообще полагается так: у тебя завтра съемка ты знаешь, какой кусок снимают, ты должен вечером в гостинице все наизусть выучить. Все быстро переписывалось, переделывалось, и все быстро снимали», – вспоминает Кикабидзе.
За «Мимино» Данелии тоже пришлось побороться – отстаивать сцену телефонного разговора.
- Это проддмаг?
- Ты куда звонишь?
- Как куда? В Телави.
- Тебе перепутали, это Тель-Авив!
В последние годы Данелия болел. Почти ничего не снимал, говорил: «Жизнь не сценарий, ее не перепишешь. А жаль!»
Данелию похоронят в Москве на Новодевичьем кладбище.