Сокровище советского кино: «Бриллиантовой руке» полвека

07:21 28/04/2019

Фильму «Бриллиантовая рука» исполнилось полвека. Советская кинолента – в пятерке лучших кинокартин за всю историю советского кино. Да и по количеству цитат она – абсолютный рекордсмен. О том, как снималась «Бриллиантовая рука», и с какими трудностями пришлось столкнуться актерам, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

Эту комедию каждый советский человек мог цитировать наизусть. Фразы «Я не трус, но я боюсь», «Цигель, цигель, ай-лю-лю» и «Руссо туристо!» используют до сих пор.

А началось все с газетной заметки. Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободской прочли в «Правде» о швейцарских контрабандистах, которые придумали перевозить золото и бриллианты в гипсе. Сценаристам идея понравилась, только швейцарского гражданина заменили на советского.

Юрий Никулин – бриллиант советской комедии. То, что Семена Горбункова будет играть именно он, режиссер Леонид Гайдай, знал с самого начала. Сценарий писали специально под него.

- У вас ус отклеился.

- Спасибо.

Именно благодаря Никулину в «Бриллиантовой руке» появилось много цирковых трюков. Были среди них и по-настоящему опасные. Например, вот этот, с подъемным краном чуть не лишил артиста жизни.

«Его чуть не убили. Это реально было. У него было сотрясение мозга, потому что крановщик там зазевался: «О, кино снимают», и пустил стрелу и по основанию черепа отцу», – вспоминает сын Юрия Никулина Максим Никулин.

Зато героя Никулина соблазняла одна из самых сексуальных девушек Советского Союза – Светлана Светличная. Хотя на роль ее утверждали со скрипом. Говорили: слишком красивая и не по-советски соблазнительная. А актриса по своей природе наоборот была ну уж очень скромной.

«Она стеснялась, конечно. Попросили выйти всех, кто не занят [в сцене], осветителей – отвернуться», – рассказал оператор-постановщик фильма «Бриллиантовая рука» Игорь Черных.

На роль Геши рассматривали двух претендентов – Георгия Вицина и Андрея Миронова. Худсовет был на стороне Вицина.

«Но тут Гайдай заартачился и сказал: мне кажется, что Вицин слишком стар для этой роли и потом это будет некоторое повторение труса. Потом, он играет одно и то же всегда, а Миронов это будет что-то новое свежее», – отметил историк кино Александр Шпагин.

И это сработало. Таких элегантных и пижонистых преступников советский экран еще не знал. Особенно всем запомнился фирменный жест, которым Геша откидывал челку со лба. Миронов подглядел его у своего приятеля артиста Михаила Воронцова.

Но одновременно с народной любовью на фильм обрушился шквал критики. Упрекали актеров: Никулин недотягивает, Миронов кривляется, ругали недопустимую для советской морали эротику. Громили сюжет, сценарий и песни. Писали, что их никто никогда не запоет. А их запели и поют до сих пор.

Еще больше историй о создании легендарной картины телеканал «МИР» расскажет в программе «Наше кино» 12 мая в 9:25.