27 мая 1969 года была создана знаменитая рок-группа «Машина времени». В коллективе в разное время играло около 30 музыкантов, но бессменным лидером все 50 лет остается Андрей Макаревич. О том, почему в группе нет женщин и кто придумал название «Машина времени», узнал корреспондент телеканал «МИР 24» Максим Драгнев.
Типичная советская фотография конца шестидесятых, репетирует школьный ансамбль. Один из гитаристов – юный Андрей Макаревич. Но у микрофона не он, а две девушки.
«Первое, что мы сделали, это от девочек избавились. Нехорошо это, конечно, звучит. И я чувствовал, что Андрею то было тяжело с ними расставаться. Да. Ну, может, потому что он был влюблен в кого-то из них», – рассказал участник группы «Машина времени» в 1969-1971 гг. Юрий Борзов.
Весь мир тогда сходил с ума по «битлам» и Rolling Stones. Но ни у тех, ни у других женщин в составе не было, поэтому с вокалистками пришлось расстаться.
«Я каждого пытаю, каждого спрашиваю, как они услышали группу The Beatles. Макаревич в свое время сказал: как будто пелена спала с глаз. Макс Леонидов сказал: как будто разбили пыльное стекло», – отметил писатель, друг Макаревича Сергей Миров.
После того, как Макаревич расстался с вокалистками, состав группы обновился полностью. Нужно было придумать название новому коллективу. Вариантов было всего два: «Летающие тарелки» и «Машины времени». Оба предложил Юрий Борзов – первый барабанщик группы. Со временем «Машины» трансформировались в «машину».
«Мы играли в залах, на студенческих вечеринках на выпускных в школах, но мы сразу договорились, что никогда не будем играть на свадьбах и днях рождения. Были наши выступления в международном студенческом лагере, это выступление на танцплощадке большой, только для студентов. Да, мы играли с удовольствием, это вообще была престижная работа, как мы ее тогда называли, «за будку и корыто». То есть денег не платили, а давали жилье и кормили», – вспоминает участник группы «Машина времени», заслуженный артист России Александр Кутиков.
С Кутиковым Макаревич и Борзов познакомились, когда поступили учиться в архитектурный институт в 1971 году. Долгое время группа оставалась фактически подпольной - в СССР профессионалами считались лишь те, кто был прикреплен к филармонии или другому культурному учреждению и кто исполнял песни авторов, состоящих в Союзе композиторов. Без официального оформления музыканты считались тунеядцами. За тунеядство в СССР полагался уголовный срок.
«Из института меня вытурили в начале четвертого курса из непонятных мне идеологических соображений, и, чтобы не огрести статью за тунеядство, пришлось идти на работу. Слава богу, мне удалось устроиться на пол ставки. Место было с точки зрения архитектуры интересное, но тогда меня мало интересовала архитектура. Поэтому на работе я большей частью спал, научившись прикидываться так, что кроме меня никто этого не видел. А после работы спешил в подвал, где мы репетировали, и это было самое главное», – говорит Макаревич.
Выйти из подполья группе помогли Олимпийские игры 1980 года. «Железный занавес» приоткрылся, в страну приезжало все больше иностранцев. Новые ритмы, новые увлечения и минимум запретов.
«На самом деле на какое-то время проще стало. Во-первых, заработало радио Moscow World, где с утра до ночи нас крутили. И это проходило, потому что Лапину (председатель Государственного комитета СССР по радио и телевещанию Сергей Лапин – прим. ред.) просто не приходило в голову, что это группа «Машина времени». Он как-то не обращал на это внимание почти год. А слушать это можно было в любом такси на средних волнах», – указал Макаревич.
И это было только первым шагом: спустя время у музыкантов была официальная работа, зарплата в Росконцерте, стабильный гастрольный график. Как им удалось выйти из подполья? Какую роль в этом сыграла примадонна российской эстрады Алла Пугачева? Почему многие считают, что именно с «Машины времени» начался советский рок? А главное - как спустя 50 лет, им удается оставаться на вершине музыкальных топов? Ответы на эти вопросы в программе «Рожденные в СССР» на телеканале «МИР».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка
- Единственный в Кыргызстане орган вновь зазвучал: реставрация «короля музыкальных инструментов» продлилась три месяца
- 100 лет со дня рождения Яна Френкеля. Путь композитора, создавшего песни «Журавли», «Погоня» и «Вальс расставания»
- «Борьба с болезнью – это треугольник»: бывшего «нанайца» Владимира Левкина проводили в последний путь