Легендарному БАМу – 45. Постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали подписали в 1974 году. Сейчас ее длина – почти 4 тысячи километров. Она открыла доступ к ресурсам огромного региона на востоке страны. История ударной стройки – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Родиона Мариничева.
Все начиналось с вертолетов, палаток и строительных вагончиков. В Москве еще не успели издать знаменитое постановление № 561, а в сибирской тайге уже вовсю работали геологи и самые первые строители – военные и студенты транспортных вузов.
«Эмблема МИИТовская – она постоянная, а эти эмблемы, они нашивались каждый год разные», – пояснил бамовец Николай Борисов.
Николай Борисов в 1970-е гг. учился в МИИТе. На этой картине – его первые проводы на БАМ. Звонкая аббревиатура тогда звучала буквально на каждом шагу. Попасть в стройотряд было счастьем. Не просто практика, но и хороший заработок. В месяц по 500 рублей – вчетверо больше, чем средний оклад инженера.
«Строили бетонные узлы, заводы, готовили инфраструктуру, потому что готовились трассы», – рассказал Борисов, в 1972 г. – студент 2 курса МИИТ.
Почти 4 тысячи километров 3819 км через сопки, тайгу и вечную мерзлоту. Магистраль пересекает 11 крупных рек и семь горных хребтов. Пришлось возвести больше двух тысяч мостов, пробить десять тоннелей, в том числе, уже в XXI веке – Северомуйский – самый длинный в России (15 с лишним километров). На БАМе – около 200 станций и разъездов. Для их обслуживания построили 60 городов и поселков, многие – практически с нуля. На «стройку века» Советский Союз потратил без малого 18 миллиардов. Сегодня это 52 миллиарда долларов.
Слышишь время гудит – БАМ!
На просторах крутых – БАМ!
Это колокол наших сердец молодых…
Всесоюзная, ударная, коммунистическая. Стройку, которая объединила более 2 миллионов человек из всех республик СССР, во многом курировал лично генеральный секретарь.
«На каждой станции нас встречал Брежнев: в Омске, Новосибирске, с хлебом-солью, цветами. Все нас поздравляли», – вспоминает дежурная по вокзалу Нерюнгри-Пасс. Татьяна Перепелицына.
Перепелицына приехала на БАМ из Калужской области в первую волну, в 1974-м. Начинала маляром.
«Жили в вагончиках – 4 «квадрата» – вода была привозная. Топили печки. Если прозевал печку, потому что с работы пришел уставший, ты встаешь: в кастрюле лед, волосы прилипшие к стенке», – говорит женщина.
Вот уже много лет Татьяна – дежурная по станции Нерюнгри. Здесь ее вторая родина. Здесь – дети и внуки. На магистрали остались тысячи бамовцев. Дорога и сегодня – их главная кормилица. Стройка продолжается: в ближайшие шесть лет БАМа должен стать двухпутным на всем протяжении. Грузопоток растет с каждым годом.
Где на БАМе есть кусочек Армении и Молдовы? Смотрите в специальном репортаже сегодня в половине седьмого вечера в программе «Вместе» с Екатериной Абрамовой.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: 50 лет БАМу