Спасти любой ценой: спецгруппа «Альфа» отмечает 45-й день рождения

07:46 29/07/2019

Борьба с терроризмом, десятки опасных операций, тысячи спасенных жизней. Секретное подразделение КГБ, группа А или «Альфа», сегодня отмечает 45-й день рождения. О работе спецподразделения – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Глеба Стерхова. 

В 1970-х годах, во времена «железного занавеса» в СССР на Западе уже знали, что такое терроризм. В 1972-м на Олимпиаде в Мюнхене палестинские террористы убили 11 израильских спортсменов. Боевиков не только не удалось обезвредить, не получилось и спасти жизни заложников. Руководство СССР принимает решение создать у себя подразделение специально для случаев террористической угрозы. Председатель КГБ Юрий Андропов подписывает приказ о создании особого подразделения «А».

«В группу «А» отбирались только сотрудники КГБ СССР, обладающие определенными физическими данными - не ниже КМС и первого разряда – и психологической устойчивостью. Была большая комиссия с руководством КГБ, которая персонально разбирала каждую кандидатуру. После того, как наш офицер проходил все инстанции, он был зачислен в группу «А» КГБ СССР», – рассказал почетный президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

Главная цель антитеррористической элиты – спасение людей любой ценой и готовность погибнуть, спасая заложника.

«Задача стояла четко: мы не могли даже в мыслях допустить не только убийство заложника, но даже его ранение», – отметил вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов.

Бойцы «Альфы» освобождали заложников из захваченных самолетов и наземного транспорта, выполняли боевые задачи в Африке, Азии, в Европе, воевали в Афганистане. Только известных успешных операций десятки, а сколько засекреченных.
Однако в июне 1995-го в Буденновске спецслужбы сталкиваются с совершенно новым проявлением террора. 

«Мы столкнулись с совершенно дичайшим проявлением терроризма, когда порядка 180 до зубов вооруженных боевиков захватили почти две тысячи заложников. Велась прицельная стрельба из пулеметов, снайперского оружия, автоматов, гранатометов. Там, где были решетки, эти дзоты были оборудованы живым щитом – к ним были привязаны люди», – вспоминает вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов.

Тот штурм называют одной из самых неудачных антитеррористических операций. Почти 150 человек погибли, 500 ранены. Террористов во главе с Шамилем Басаевым и вовсе отпустили – в обмен на их обещание прекратить боевые действия, которое, как известно, выполнено не было. 

«Я историю нашего подразделения вижу в двух этапах: до операции в Буденновске и после. То, что закладывал Андропов, к сожалению, сейчас из-за того, что терроризм стал совершенно другим, не работает. Буденновск, «Норд-Ост», Беслан, события 11 сентября 2001 года… Тысячами убивают заложников, соответственно, в такой ситуации, в такой войне без потерь не обойтись, в том числе среди гражданского населения», – отметил Алексей Филатов.

С тех пор «альфавцам» приходится действовать на сверхзадачу и не по шаблону. Что ни операция, то материал для учебников. Так было в 1990-м, когда заключенные захватили в Сухуми СИЗО. Неприступную крепость удалось взять без потерь. В 1991-м во время беспорядков в Вильнюсе всего 65 офицеров смогли взять под контроль Комитет по телерадиовещанию, телевышку и передающий центр, несмотря на многотысячную толпу вокруг. Освобождение заложников в «Норд-Осте» тоже не имеет аналогов. 

Известен единственный случай, когда «Альфа» нарушила приказ. Это было в 1993-м, когда танки били прямой наводкой по Белому дому. Президент Ельцин распорядился живыми руководителей обороны парламента не брать. Вместо этого «альфовцы» сами начали переговоры, а потом без единого выстрела вывели людей из здания.