В Армении особенные дети сели за одну парту с обычными школьниками. А коррекционные учебные заведения массово закрываются в стране. О плюсах и минусах инклюзивного образования – в сюжете корреспондента «МИР 24» Арпине Додорян.
У семилетнего Гарика аутизм. Но, несмотря на диагноз, мальчика зачислили в первый класс обычной школы: в стране реализуют программу инклюзивного образования.
«Мой ребенок, как и другие такие же дети, не должен быть отделен от общества. Мы тоже часть этого общества и не должны отличаться от остальных. А общество должно научиться принимать этих детей такими, какие они есть», – сказала мама Гарика Роза Авджян.
Правда, пока Гарик капризничает: новых людей боится и плачет. С каждым таким ребенком должны персонально заниматься логопед, психолог и помощник учителя. И, хотя программу утвердили еще в 2014 году, активно внедрять ее стали только в нынешнем. Поэтому нужные специалисты есть пока не во всех школах.
«Педагогический состав прошел переподготовку в прошлом году, и я в том числе. Но этого недостаточно. Мы обращаемся в разные учреждения, у которых есть подобный опыт, изучаем соответствующую литературу. Перенимаем опыт коллег, которые раньше нас перешли на инклюзивное образование, чтобы легче преодолеть трудности», – рассказала директор школы Анна Абелян.
Теперь школы должны учитывать потребности всех особенных детей. Одним нужен пандус, другим книги со шрифтом Брайля, третьим персональный помощник. Необходимые документы предоставляют родители. А правительство выделяет учебному заведению деньги на все эти нужды. Но бюрократические процедуры занимает очень много времени.
«У нас попросили эти справки, мы их принесли. И раз мы подтвердили потребности ребенка, значит можем и требовать. Ведь есть закон, по которому этого ребенка должны обеспечить необходимыми специалистами. Уже середина сентября, специалисты есть пока не все, и дети теряют время», – отметила мама Самвела Магда Айвазян.
Магда Айвазян – мама восьмилетнего Самвела. У него тоже аутизм. Мальчик уже второй год учится в обычной столичной школе. Дополнительных специалистов в штат брали постепенно: сначала с Самвелом занимался только психолог. Теперь добавился индивидуальный педагог. А скоро появится и логопед: в этом году в классы поступили еще три особенных ребенка. По закону об инклюзивном образовании все оставшиеся спецшколы расформируют, а вместо них появятся психолого-педагогические центры.
«В этих центрах будут работать специальные педагоги, социальные работники, психологи, все те специалисты, которые будут помогать перешедшим из специальных в обычные школы ученикам. Эта помощь будет предоставляться после уроков, всем детям, у которых будет необходимость в дополнительных занятиях», – заявила главный специалист управления образования Министерства образования и науки Армении Анаит Мурадян.
В Ереване за последние девять месяцев закрыли семь специализированных школ. Сотни учеников с особенностями развития распределили по обычным учебным заведениям.
Подробнее в сюжете: Школьные годы