Китай открывает новое направление для туристов – провинцию Аньхой. Этим летом туда начали отправлять прямые рейсы из Москвы. Аньхой – это регион, где, как и во всей Поднебесной, стремятся развивать новые технологии и в то же время сохраняют древние традиции, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Жемчугова.
Пара взмахов кистью, и под твердой рукой госпожи Лю Чун на бумаге появляется слово «Мир» по-китайски. В Китае еще век назад каллиграфия была экзаменом на чин. Без этого навыка нельзя было получить высокую должность. Искусству каллиграфии и в современном Китае уделяют немало времени. В провинции Аньхой до сих пор процветает бизнес по производству туши для письма и живописи. Заводу 200 лет, и все это время тушь там делают вручную.
«Берем траву, заливаем туковым маслом, поджигаем, в огонь ставим фарфоровые чаши. Фарфор горит при температуре 1300 градусов», – отмечает сотрудница завода по производству туши Чин Сяоен.
Копоть на чашах и есть материал для туши. К ней добавляют ароматные масла и лекарственные травы. Так тушь будет более стойкой, а запах трав отпугнет насекомых.
Эта по-настоящему «грязная работа» и есть основа будущего материала для утонченного искусства каллиграфии. Заготовки для туши разминают на бруски по 50-100 граммов. Каждый рабочий в день делает по 100 штук. Стахановцев нет, тут все борются за качество. Готовые брикеты сушат целый год. Ежедневно в комнату приходит специальный человек, который переворачиваешь каждый брикет туши вручную. На нем написано: «То, что не купишь за деньги».
Купить «за деньги» тушь, конечно, можно. Одна штука стоит 200 юаней. В придачу можно приобрести подставку для краски – тушечницу – и кисть. Это в каллиграфии едва ли не самое важное.
«Сначала делается наконечник кисти, его вырезают из шерсти грызуна», – поясняет сын владельца магазина Ян Та.
Ян Та сегодня учит самых маленьких делать кисти для каллиграфии по технике, которой пользовался еще его прадедушка. В этой семье уже шесть поколений мастеров вручную делают инструменты для живописи.
Под пером владельца магазина господина Яна на бумаге за секунды появляются иероглифы, оживают горы и заросли бамбука. Он с легкостью объясняет, почему выбрал такую профессию в век гаджетов.
«У нас в семье принято говорить: если оставил дело отцов, сделал подарок конкуренту», – говорит Ян Вэнь.
За год семья господина Яна делает до 50 тысяч кисточек. На работу над каждой у одного человека уходит три дня. Стоимость – от 20 юаней. Вещи, которые с ее помощью создают художники бесценны.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Политика Китая