Сегодня правительство должно отчитаться, как власти будут освобождать от налогов пострадавших от наводнения в Иркутской области. Также им помогут разобраться со взятыми кредитами. Решить эти вопросы поручил президент России Владимир Путин после сентябрьской поездки в Тулун, который сильнее всего пострадал от наводнения, сообщает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Светлана Ермилова показывает обломки своего бизнеса. Когда-то здесь было самое оживленное и прибыльное место в Тулуне – автостанция. Вместе со Светланой своего дела лишились и другие предприниматели. Теперь на главной площади города они просят помощи. Многие перед наводнением только открылись и не успели даже получить первую прибыль.
Им предлагают не компенсацию за утраченный товар или помещение, а субсидии, получить которые можно только на конкурсной основе. Понятно, что на всех этих денег не хватит. «Нам ничего еще не выделяют. И все будет на аукционе, а туда придут все – и пострадавшие, и не пострадавшие. И нам, конечно, обидно», – посетовала предприниматель Светлана Ермилова.
Еще пострадавшим придется заново получать разрешение на новые места, где вести бизнес. На старом что-либо продавать уже некому. Когда-то здесь располагался большой район частного сектора. Здесь проходила улица Кирова. Сейчас ее фактически нет. Однако название сохранилось в местной топонимике. Все эти участки остались в собственности их владельцев, но строиться на них нельзя, так как территория попадает в зону затопления.
Река Ия, которая огибает город петлей, после продолжительных дождей вышла из берегов, перемахнула через дамбу и попросту смыла районы, которые находились в низине. Где-то здесь был и дом Галины Амировой. В то время, когда вода стала прибывать, Галина почувствовала неладное и отправила детей к знакомым. Сама осталась дома. Наводнение решила переждать на крыше. Спуститься ее заставила только овчарка Альза. Сразу после этого дом снялся с фундамента и уплыл. «Я понимала, что она утонет. Мне жалко своих животных», – сказала женщина. Из большого хозяйства чудом уцелела корова: пастух увел ее подальше от воды. Из вещей же только то, что было на себе. У Галины пятеро детей, трое – приемные.
Оставшись без крыши над головой, они не знали, что делать. За справками – очереди из таких же пострадавших, за выплатами не пробиться. Когда в Тулун прилетел президент Путин, сын Дима оказался рядом. Все просили у главы государства решить проблемы с жильем, а он – игрушки.
– Дима, что ты хотел у меня спросить?
– Хочу машинку на пульте управления.
– Дима, машинка тебе будет.
«Машинку нам привезли, потом позвонили и спросили: получили ли мы. Я сказала: у нас война из-за машинки. У меня трое, дерутся из-за нее. Тогда нам прислали еще две машинки», – рассказала Галина.
Вскоре семье выдали и сертификат на покупку нового дома. Теперь они начинают жизнь с нуля. Те, кто решил переселиться в новостройку, дожидаются постройки домов в пунктах длительного размещения. В Тулуне должны появиться целые микрорайоны для пострадавших. Стройка идет в три смены. Обещают успеть к следующему году. В городе появится и то, чего раньше не было, - больница и ледовый дворец. Параллельно расчищают и затопленные районы. Однако на Тулун обрушилась еще одна напасть: обломки домов, свезенные на городскую свалку, загорелись. Теперь, не до конца погасив одну проблему, борются с другой.