Рублев с баллончиком: художник пишет святые образы на фасадах зданий

12:00 23/11/2019

Религиозное граффити. Уличный художник из Москвы Александр Цыпков рисует на фасадах зданий и других строениях иконы. Как к этому относятся граждане, чиновники и представители Церкви, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина.

«Чаще работаю классическим художником, кистями, но в последнее время вот баллоны, потому что так быстрее», – говорит художник.

Скорость в творчестве – Александра ключевой элемент. В художнике смешились две крайности. Он одновременно иконописец и вандал

«Работая в церкви, ты понимаешь, что делаешь для конкретной публики, конкретного прихода, а когда на улице, то делаешь для всех людей, которые, может, даже в церковь не ходили. У них есть возможность случайным образом с этим встретиться и, возможно, у них что-то щелкнет, а возможно, нет», – говорит создатель проекта «После иконы».

Официально рисовать на зданиях, заборах, мостах запрещено, даже если изображен святой. В Москве есть список разрешенных для граффити мест, но их немного. К тому же уличные художники моментально закрашивают работы коллег, расчищая пространство для себя.

Богородицу Саша нарисовал под мостом в центре Москвы – нелегально. Скорее всего, она не пробудет здесь долго. Коммунальщики могут закрасить. Хотя чиновники утверждают, что официально рисовать на городских фасадах можно.

«Есть специальная межведомственная комиссия правительств Москвы. Все что, нужно – принести заявителю – это макет в цвете изображения, которое будет нанесено. Нуно принести гарантию, что компания или ИП будет эксплуатировать это изображение, если оно придет в непотребный вид. И договор с собственником имущества, на которое изображение будет нанесено», – пояснил заместитель руководителя департамента СМИ и рекламы г. Москвы Эдуард Королев.

Верующие, как и представители церкви, к таким работам относятся неоднозначно. Одним нравится, другие считают, что лики святых в подворотнях могут осквернить.

«Православная церковь всегда предоставляла большую свободу творчества, и сама форма искусства она ничем не ограничена. Но что касается контекста, то могут быть вопросы. Считаю, что для изображений икон должны быть такие места, которые бы исключили последующее осквернение иконы, нанесение поверх нее других символов или просто порча иконы», – отметил заместитель председателя ОВЦОиСМИ Вахтанг Кипшидзе.

Саша и не против писать иконы официально и масштабно. Например, подмосковным чиновникам он предлагал расписать фасад дома. Не отказали, но и не согласились. Просто не ответили.

«Я хотел бы больше легально работать. На больших видных площадках. В парке Горького, если я буду писать Георгия Победоносца, который является гербом Москвы, и он будет в Москве на большом фасаде – вот весь смысл. Она находится на своем месте, на своей земле, в своем городе», – считает Цыпков.

Саша – профессионал: учился иконописи в училище, окончил художественный институт. С коллегами расписывал храмы в Москве, делал мозаики. И даже под мостом никаких вольностей: каждый рисунок – по канонам.