Декабрь – время наводнений. За всю историю Санкт-Петербурга их было немало. Город на Неве уходил под воду несколько раз. Пока одни спасались, другие рисовали катастрофу. В фондах музеев наберется с десяток картин, на которых запечатлена вся сила разрушительного наводнения, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Эльмира Низамова.
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
Я их под невскою помню водой.
Эти строки о Летнем саде Анна Ахматова написала, вспоминая сентябрь 1924-го. Правда, поэтесса немного преувеличила. Тогда Нева поднялась выше ординара на 369 сантиметров.
«Художники создавали произведения, которые были посвящены наводнению в нашем городе. В нашем собрании хранятся работы двух художников: отца и сына Подляских. Также у нас есть наводнения, которые созданы художником Леонидом Кабачеком. Они рассказывают о самых разрушительных наводнениях в разные периоды истории города. Наводнение 1824 года мы знаем по произведению Пушкина «Медный всадник», – отметила хранитель фонда современной живописи и графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга Вера Ловягина.
Герой поэмы Пушкина спасается от стихии «на площади Петровой, где дом в углу вознесся новый, где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые». Мраморные звери, на которых верхом сидел чиновник Евгений, не выдумка. Существуют они до сих пор перед особняком Лобановых-Ростовских, рядом с Исаакиевским собором.
Наводнения и сегодня вдохновляют – чаще на другие произведения искусства, например, селфи. Правда, фон для фотографий не такой эффектный, как прежде. Разрушительную силу воды обуздала дамба.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»