Главный кардиохирург России Лео Бокерия сегодня отмечает юбилей. Ему исполнилось 80 лет. Корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Сережкина встретилась с выдающимся врачом и взяла интервью для программы «Евразия. Дословно».
- Лео Антонович, здравствуйте.
Лео Бокерия: Здравствуйте.
- У вас сегодня день рождения, и мы решили сделать вам подарок (протягивает книгу). Я знаю, что ваш любимый писатель – Максим Горький, и одно из любимых произведений – «Рождение человека».Скажите, именно с этой книги начался Лео Бокерия-врач или с какого-то другого момента?
Лео Бокерия: Я родился в городе Очамчира, там на въезде стояла гипсовая скульптура женщины, которая держит ребенка. Мы проезжали туда-сюда, туда-сюда, ну и все, не обращали внимания. А потом я совершенно неожиданно прочитал рассказ Горького «Рождение человек». В нем есть описание этого места. И так я узнал, что несколько раз в год проезжал место, посвященное великому событию в жизни любого человека – рождению ребенка. Ну а рассказ я прочитал совершенно случайно. Я был потрясен точностью, которая характеризует этот момент. Потому что я бы не смог так описать, как он это описал – до мельчайших деталей. Это меня лишний раз убедило, что это не просто одаренный и очень талантливый человек, но еще и энциклопедически образованный, начитанный. Вообще эта плеяда людей была совсем другая.
- То есть для врача очень важно быть начитанным. А каким еще нужно быть врачу? Вот журналисту, чтобы он хорошо работал, нужно быть голодным. Каким должен быть врач?
Лео Бокерия: Я считаю, что врач должен иметь свою твердую точку зрения, отстаивать ее любыми словами, любыми действиями, если есть посягательство на его профессиональную деятельность. Сейчас очень модно топтать – я другого слова придумать не могу – врачебное сообщество. На всех уровнях топчут врачебное сообщество.
- Лео Антонович, вы работаете в институте имени Бакулева 50 лет, с 1968 года. Вы когда-нибудь считали, сколько пациентов вы спасли за это время?
Лео Бокерия: Никогда не считал. С первого дня я не придавал этому никакого значения. Но знаю, что в прошлом году я один сделал 619 операций на открытом сердце. Могу сказать, что такое количество операций, кроме нашего института, делается только в одном коллективе.
- Даже для этого интервью мы нашли маленький промежуток между операциями. Насколько это трудоемко и эмоционально сложно? Можно ли хирургу оперировать в таком интенсивном режиме – пять-шесть операций в день?
Лео Бокерия: Это нормально. Я же не сам это придумал. Я всегда это подчеркивал: когда было эффективным советско-американское сотрудничество, я часто бывал в Штатах. Я наблюдал великих хирургов. И это так работает, потому что там операционные очень дорогие. Это у нас 18 операционных, и в одной операционной мы сможем сделать две операции. Например, в Дьюкском хирургическом центре подача больного идет в 4:15 и дальше уже операции идут по конвейеру. Во-первых, это для больного хорошо – меньше находиться в оперблоке.
У меня есть одна мечта – звучит, наверно, очень пафосно – но в 1996 году, когда я проанализировал результаты хирургической деятельности по болезням сердца, выяснилось, что мы делали около 600 операций с искусственным кровообращением – во всей стране! Сейчас только Бакулевский центр делает более 500 операций в год. Вся страна делает 52 тысячи. Это маловато. Нам нужно делать тысячу на миллион населения. Все разговоры о том, что можно заменить операцию на открытом сердце чем-то другим, не соответствуют действительности. Это полное вранье. Если бы это было так, то развитые страны. давно бы закрыли кардиохирургию и тыкали бы через артерию или вену.
- Вы упомянули иностранных коллег. А в целом сейчас каков уровень российской медицины? Есть какие-то технологии, в которых мы пока еще не совсем опережаем другие страны или наоборот, мы ушли далеко вперед.
Лео Бокерия: Если сегодня Бакулевский центр поставить где-нибудь в США, все остальные клиники там засохнут. Мы не можем в целом сравнивать здравоохранение стран – по разным причинам. Есть фактор, который продолжает тормозить ситуацию. Все время собирают деньги на поездку в США или Израиль. Я всегда говорю: пожалуйста, можно лечиться где угодно, но самое главное – лечиться. Зачем я привожу этот пример? Вот недавно делал операцию девочке с дефектами желудочной перегородки. В одной известной клинике, где работают русскоязычные врачи, которых к столу не подпускают. Они занимаются вот этим, понимаете, «туризмом» так называемым. Операция стоит 42 тысячи евро. Если вы переведете это в рубли, то это окажется во много раз больше, чем операция здесь. То есть бы лезем из кожи вон, для того, чтобы провести операцию на том же уровне, не имея такие же возможности. Вот это ключевой вопрос.
- Лео Антонович, у вас очень плотный график работы. Как проходит ваш день,и когда вы вообще отдыхаете? Сколько вы спите?
Лео Бокерия: К сожалению, я сплю мало – не больше шести часов. Правда, по субботам стал теперь немного больше спать. А так я ложусь в 12 – но ведь в 12 сразу не заснешь. А встаю я без 15 шесть.
- А на какие-то хобби время остается? Говорят, что вы очень любите футбол.
Лео Бокерия: Смотреть. Ну у меня был первый разряд по футболу. Могу раскрыть секрет: я до 55 лет играл в футбол со своими ординаторами, пока мне один – как он сам разъяснил – сознательно не въехал в ногу. Мы играли на баскетбольной площадке на Ленинском проспекте, рядом с институтом. Это была необычная площадка, это был очень быстрый футбол – туда-сюда, туда-сюда – и я понял, что они меня будут очень сильно травмировать. А я как замдиректора отвечал за работу с аспирантами и ординаторами. А так я в курсе всех дел по футболу.
- Как вы следите за своим здоровьем?
Лео Бокерия: Ну как, вы знаете, лет, наверно, семь-восемь назад мне нужно было пройти обследование для небольшой операции. Они мне сделали компьютерную томографию, я посмотрел на свои органы и был очень счастлив, что сердце у меня выглядит нормально, размером с мой кулак.
- Для наших телезрителей можете дать пару правил здоровой жизни от вас?
Лео Бокерия: Есть такие правила, они касаются прежде всего сна. Крайне важно, чтобы человек ложился в одно и то же время. Второе – это, конечно, день нужно начинать с позитивного настроения. С утра я могу открыть книгу анекдотов, чтобы прочесть что-нибудь жене Ольге. От того, что у нее поднялось настроение, у меня тоже. Потом, когда я прихожу на работу, я очень люблю подначивать, но не обидно. Мое любимое занятие – сплетничать с операционными сестрами. Я поэтому и говорю: нужно создавать атмосферу, в которой приятно жить. И тогда и дела идут легче, и идеи приходят, и желания приходят.
- О каком подарке в день рождения мечтает Лео Бокерия?
Лео Бокерия: Чтобы когда-нибудь в этом комплексе было сделано 10 тысяч операций.
- А для себя?
Лео Бокерия: Чтобы ни один не умер в этом году из тех, кого я оперирую.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Большое интервью