Ирина Винер-Усманова – о секретах мастерства, победах подопечных и планах на будущее. ЭКСКЛЮЗИВ
12:58 22/01/2020В следующие четыре года Россия не сможет участвовать в Олимпиадах и в чемпионатах мира. Кроме того, страна не сможет принимать крупные международные турниры. Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер национальной сборной Ирина Винер-Усманова в эксклюзивном интервью программе «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР» рассказала, почему это решение не справедливо и чем оно чревато для отечественных спортсменов.
- Начнем не с самого приятного. WADA отстранило Россию от международных турниров. Как это скажется – или не скажется – на художественной гимнастике?
- Главное, что WADA отстранило Россию от Олимпийских игр, спортсмены могут выступать только под нейтральным флагом. Это, конечно, очень печально. Если кто-то совершил преступление, почему наши девочки в художественной гимнастике, которые никогда не совершали никаких промахов в этом отношении, которые никогда не были привлечены ни к чему, которые никогда не нарушали никаких допинговых регламентов, должны быть в серых костюмах и выступать под нейтральным флагом? Почему за грехи других должны отвечать спортсмены чистые, ни в чем даже не подозреваемые? Но мы как работали, так и работаем, мы будем выступать – и в любом случае, даже под нейтральным флагом, если у нас ничего не получится со всеми судебными инстанциями, все равно будет понятно, что это российская девочка, все будут знать, что эта девочка из России. Поэтому на нас это никак не скажется, и все четыре года, которые у нас продлится наказание, гимнастки все равно будут выступать и тренироваться. Поток не остановится.
- Художественная гимнастика связана с Вашим именем. Многие говорят, что в гимнастике порядки железные, а медали – золотые. Скажите, успех и дисциплина – это синонимы для Вас?
- Это две стороны одной и той же медали. Там, где кончается дисциплина, кончается и успех. Там, где кончается успех, значит, была дисциплина не та.
- Вас также многие называют «железной леди» от художественной гимнастики. Вы согласны с этим?
- Ну как вам сказать… «Железо» у меня выражается в том, что я, пока не доделаю все до конца, пока я не увижу, что это чисто, что это спектакль, что это красиво и что это для зрителей и для судей приятно и правильно – я не отступаю и работаю до конца.
- Ваш спортивный характер выработался со временем или что-то досталось от родителей?
- Конечно, от осинки не родятся апельсинки. У меня папа был художник, и мама могла быть актрисой, всегда участвовала во всех драматических кружках, спектаклях. Благодаря бабушке я уже в четыре года читала «Как ныне сбирается вещий Олег», эту поэму, и в общем знаю очень много наизусть стихотворений и поэм, «Евгения Онегина» две главы точно знаю наизусть. У меня чувство прекрасного присутствовало всегда. И в хореографическое училище я поступала, и актрисой хотела стать – это всегда у меня было. И все это преобразовалось и саккумулировалось в художественной гимнастике.
- Я знаю, что Ваша семья переехала в Узбекистан после войны. Как приняла Вашу семью эта республика?
- Прекрасно приняла. Узбеки – очень гостеприимные люди. «Ты не сирота» – был такой фильм, в котором я должна была сниматься, но у меня были соревнования, и я уехала. Не очень богатая семья – а какие богатые семьи были в то время? – приняла семь детей, которые остались без родителей, сирот, и воспитывала их. И так было везде.
- Вы как раз затронули тему кино. Вы проходили пробы в фильм «Ты не сирота». Почему Вы в итоге выбрали не кинематограф, а гимнастику? Как Вам дался этот выбор?
- Дело в том, что я уже не могла подвести команду, у меня всегда было очень большое чувство ответственности. Команда должна была выезжать на соревнования, а без меня это была бы уже неполная команда. Чувство ответственности у меня превалирует всегда.
- А в последующем было желание связать себя с кинематографом?
- Дело в том, что я хотела попасть к Герасимову. Он набирал тогда свой курс. Но я еще училась в школе и не могла раньше времени поехать. А когда я закончила, он уже никого не принимал.
- Вы помните Ташкент своего детства и юности? С какими ощущениями Вы его вспоминаете?
- Ощущение детства. Это солнце, это фрукты, реки, которые текут с гор, великолепные фруктовые сады. Это прекрасные люди, это базары с очень красивыми людьми. Мой папа всегда писал именно этих колхозников, людей труда, сталеваров, шахтеров. Поэтому я всегда была очень проникнута к рабочим людям, тем, которые трудятся. Бабушка меня очень приучала к труду. Она была очень образованным человеком и приучала меня к труду не только физическому, но и умственному. И я была отличницей в школе с первого класса.
- Вы воспитали целую плеяду чемпионок. Какая из них близка Вам по духу?
- Все. Абсолютно. Разницы не делаю. Конечно, перелом в художественной гимнастике произошел, когда мы начали работать с Алиной Кабаевой.
- Алина Кабаева в одном из интервью нашему каналу рассказала, что считает Вас частью своей семьи. И это взаимно. Но всегда ли все было гладко в ваших отношениях?
- Как сказать – «гладко»… Конечно, и строгость была, и такие моменты, когда нужно было настоять на своем. Были моменты, когда она настаивала на своем, и я поддавалась. Всякое бывает. Ведь переходный возраст – это очень тяжелый возраст для детей, для девушек. Но мы прошли это все достойно благодаря нашей дружбе, нашей любви к художественной гимнастике и друг к другу, и конечно, благодаря ее маме, которая является моей сестрой по дочери.
- Скажите, а что Вы ощущали в тот момент, когда стали чемпионкой в Узбекистане?
- Я была трехкратной чемпионкой Узбекистана. Я была очень выразительная, и эти эмоции мне очень помогали. Потому что техника тогда очень хромала. Приезд тренера из Санкт-Петербурга, в то время Ленинграда, Элеоноры Сумароковой, положил начало этой красоте, этой школе и всему тому, чем я сейчас владею. Это была ленинградская школа, начало, становление художественной гимнастики, и я ее прекрасно знаю. К сожалению, сейчас во всем мире и даже у нас в России многие забыли истоки. Но я стараюсь все время об этом напоминать.
- Очень интересно, какой путь прошла художественная гимнастика с тех пор до сегодняшнего дня.
- Такой же, как спортивная, например. Тогда был рекорд – одно время, сейчас – время, разделенное на два. Все идет вперед. Выше, быстрее, сильнее.
- И все – потом и кровью?
- Естественно. Без пота и крови разве было бы интересно? Если повесить все медали девочке, которая только пришла, разве это не стыд?
- Вы также тренировали в Великобритании. Почему Вы уехали туда и почему вернулись обратно?
- Я туда уехала, потому что это был наказ Советского Союза – помочь Великобритании. Они приехали к нам по их просьбе, в то время еще в Советский Союз, это было в Латвии. И мне попались девочки, которых я очень здорово потренировала, и они выиграли чемпионат Великобритании. И меня пригласили туда работать.
- То есть выполнили миссию и вернулись?
- Да, я выполнила миссию, они попали на Олимпийские игры в полном составе – две гимнастки из двух возможных. Заняли там очень хорошие места, и я вернулась. С тех пор в Англии больше никто не выступает на Олимпийских играх.
- Следующий вопрос – про суеверия. В художественной гимнастике существуют суеверия? Как Вы к ним относитесь?
- Я не называю это суевериями. Если прочесть или послушать лекцию Николая Рериха «Семь великих легенд космоса», то вы поймете, что существуют такие вещи, которые мы сегодня не можем объяснить. Но они существуют.
- Например?
- Например, если говорить одну и ту же мантру, может получиться так, что это все сбывается. На последнем чемпионате мира в Баку у меня в первый раз выступала девочка, Катя Селезнева. Выступая в первый раз, она шла последней, и ее последний выход обозначал то, что мы проиграли первое упражнение с обручем, первый вид программы. Потому что Дина Аверина проиграла пять сотых гимнастке из Израиля Линой Ашрам. И когда я вышла, я вдруг стала повторять одно и то же. То, что я никогда не говорю: «Катя, выиграй! Катя, выиграй!» Все ее упражнение повторяла одно и то же. И она выиграла! Выступая в первый раз.
- Как Вы думаете, как в дальнейшем будет прогрессировать художественная гимнастика?
- Думаю, что художественная гимнастика должна сочетать в себе и риск, и красоту, и спектакли должны разыгрываться каждый раз. Ну и думаю, что обязательно нужно сделать смешанную пару – такое групповое упражнение. Сейчас в групповом упражнении выступает пять гимнасток, а мне бы хотелось, чтобы выступала пара, как в синхронном плавании, чтобы были мальчик и девочка. Это очень красиво.
- Как Вы относитесь к мужской художественной гимнастике?
- Прекрасно. Конечно, это имеет место быть. Особенно в Японии. Если художественная гимнастика, та, которая сейчас есть, зародилась в России, то ритмическая гимнастика для мужчин зародилась в Японии, и она прекрасно справляются со всеми своими задачами.
Подробнее в сюжете: Евразия. Дословно