«Основная опасность – завозные случаи»: чем «коронавирус Ухань» угрожает России?
15:43 23/01/2020Сегодня, 23 января, комитет по чрезвычайным ситуациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проведет очередное экстренное заседание, посвященное вспышке пневмонии в Китае, вызванной новым коронавирусом. По словам генерального директора организации Тедроса Адханома Гебрейесуса, будет принято решение о необходимости объявлять режим чрезвычайной ситуации в мире.
На текущий момент известно о 617 случаях заражения новым типом пневмонии, вызываемой коронавирусом 2019-nCoV. Заболевание унесло жизни 17 человек.
Очагом распространения вируса стал рынок морепродуктов в китайском городе Ухань. Власти КНР приняли решение закрыть город, чтобы предотвратить распространение болезни. Сейчас въезд и выезд из Уханя ограничены, жителям рекомендуют не покидать город без острой необходимости.
Несмотря на это коронавирус все же вышел за пределы страны: случаи заболевания зафиксированы в Южной Корее, Японии, Таиланде, Тайване и США. Накануне СМИ также появились сообщения о двух россиянах, прилетевших из Китая, обоих мужчин госпитализировали с подозрением на новый вид пневмонии. Однако позднее эта информация не подтвердилась.
Основные симптомы заболевания – повышенная температура, кашель, затрудненное дыхание, боли в теле. Тем, кто находится или собирается ехать в Китай и ближайшие к нему страны, врачи советуют не прикасаться к животным, избегать недоваренного или недожаренного мяса и яиц, а также избегать контакта с людьми с симптомами простуды или гриппа.
Что представляет собой новый коронавирус, насколько он опасен для России и как остановить распространение инфекции – об этом «МИР 24» рассказал доктор биологических наук, профессор, руководитель Международного научно-образовательного центра биологической безопасности Роспотребнадзора на базе Дальневосточного федерального университета Михаил Щелканов.
Он считает, что основную волну эпидемии удастся локализовать в масштабах Китая и Россию она не затронет.
«Эпидемическая волна сейчас захлестывает Ухань и его окрестности, поэтому закрытие города вполне оправдано с эпидемической точки зрения, это азы эпидемиологии. Мы можем сказать, что все-таки скорость распространения вируса, его контагиозность (заразность – прим. ред.) существенно уступают тому же вирусу гриппа А. Поэтому говорить о том, что эта волна покатится по территории Китая и захлестнет Российскую Федерацию, не приходится», – сказал Щелканов.
При этом он отметил, что основную опасность на границе сейчас представляют отнюдь не больные люди с симптомами пневмонии, а те, кто успел заразиться, но пока не знает о том, что является переносчиком инфекции.
«Основную опасность будут представлять завозные случаи из очага эпидемии на сопредельные провинции КНР и сопредельные государства, что, собственно, уже и происходит. Классическим примером завозной инфекции является вариант, когда инфицированный пациент в инкубационном периоде без клинических проявлений, как правило, сам не зная, что инфицирован, пересекает сколь угодно надежный кордон и по истечении инкубационного периода заболевает уже на новой территории. Поэтому усиление пограничного заслона – это необходимый, но недостаточной элемент обеспечения биологической безопасности. В высокой степени готовности должна находиться вся служба обеспечения биологической безопасности государства, и в Российской Федерации именно так и происходит», – сказал профессор.
Он напомнил, что вирус 2019-nCoV – лишь один из многих коронавирусов, которые каждый год завозятся на территорию России из других стран.
«Но все эти случаи быстро выявляются, корректно диагностируются и оперативно локализуются, не имея эпидемических последствий. То же самое произойдет и с «вирусом Ухань», если он попадет на нашу территорию», – уверяет Щелканов.
Не стоит забывать и о том, что даже более привычный нам вирус гриппа А представляет опасность для человека и в теории может привести к летальному исходу. Особенно внимательными в период эпидемий стоит быть лицам, входящим в группу риска. Так, первым заболевшим в Ухане оказался 61-летний мужчина, у которого, помимо пневмонии, была опухоль брюшной полости и хроническое заболевание печени.
«Для всех острых респираторных заболеваний существуют группы риска, которые увеличивают вероятность летального исхода, причем достаточно резко. Мы их можем перечислить – это больные сахарным диабетом, курильщики, больные метаболическим синдромом (или, попросту говоря, ожирением), пациенты, у которых в анамнезе имеются сердечно-сосудистые заболевания, беременные женщины. И эти группы риска действительно имеют повышенную вероятность летального исхода, «коронавирус Ухань» тут просто не исключение», – сказал эксперт.
Распространителями вируса, по мнению Михаила Щелканова, способствовали летучие мыши. Они заразили других мелких млекопитающих, которые, в свою очередь, попали на рынок морепродуктов в Ухане – так вирус передался людям.
«Как только нам стал известен полноразмерный геном, мы поняли положение этого вируса: он принадлежит роду бетакоронавирусов и очень близок к тяжелому острому респираторному синдрому, хотя не идентичен ему. Тут же, по аналогии, несмотря на то, что отсутствуют данные по экологии этого вируса, предположили (и я отстаиваю эту концепцию), что это тоже природно-очаговый вирус, который имеет природный резервуар в виде летучих мышей. Они, инфицируясь, не болеют, но выделяют вирус со слюной, мочой и фекалиями, заражают мелких млекопитающих – циветт, енотов, енотовидных собак, барсуков. И уже от мелких млекопитающих, которых активно используют в пищу на территории Азии, заболевают люди. А заболевший человек может передавать этот вирус воздушно-капельным путем», – объяснил специалист.
Он считает, что ситуация с «коронавирусом Уханя» будет развиваться примерно так же, как это было тяжелым острым респираторным синдромом в 2002-2003 годах. Отличие состоит лишь в том, Ухань – очень густонаселенный город, поэтому, по мнению Щелканова, эпидемическая волна будет более серьезной. Однако уже через полгода об этом вирусе будут вспоминать только специалисты, обнадежил собеседник «МИР 24».
Подробнее в сюжете: Вспышка коронавируса MERS