Алексей Мельников: Когда заболеваемость коронавирусом пойдет на спад? Обсудим с директором научного информационного центра по профилактике и лечению вирусных инфекций Георгием Викуловым. В Китае Минздрав каждые сутки подводит баланс. За минувшие сутки он был в плюсе в сторону выздоровевших. Выписали 1824 пациента, выявлен коронавирус у 1749 человек. Пик пройден? Количество заразившихся пойдет на спад?
Георгий Викулов: И китайский, и российский Минздрав, и Всемирная организация здравоохранения мониторят эту ситуацию. По одному дню нельзя, конечно, судить, что это некая тенденция положительная. Мы должны увидеть в течение недели, 10 дней, как меняется число заболевших. На сегодняшний день уже известно, что есть даже бессимптомные носители. Минус в том, что вирус может передаваться восприимчивым людям. Каждый пятый имеет тяжелое проявление инфекции, сопряженное с риском гибели. Есть вариант бессимптомного носительства, есть вариант, когда коронавирус проявляется как обычная простуда, есть вариант с пневмонией и без, пневмония с сепсисом и инфекционно-токсический шок. Такие варианты проявления могут быть не только при коронавриусной инфекции, что осложняет диагностику.
Алексей Мельников: Я вернусь к ситуации. Закончился карантин в Тюменской области, на круизном лайнере Diamond Princess, но не для всех. Среди заразившихся есть гражданин России. Сначала госпитализировали его жену, но у нее вируса не оказалось, а его самого госпитализировали позже. И у него коронавирус оказался. Это необязательно, что человек здоровый заразится?
Георгий Викулов: Часть людей могут не заболеть или заболеть в легкой форме. Первый тест у этой женщины был положительным, но подтверждающие тесты оказались отрицательными. Такое может быть, поэтому и существует многоуровневая система тестирования. Возможно, у нее была транзиторная инфекция. Вирус попал на слизистые оболочки, а иммунная система такая, что она смогла справиться с этой инфекцией. Развитие заболевания зависит и от дозы заражения. Если она маленькая, то человек может справиться с инфекцией. И зависит от состояния организма. Но карантин для большинства не закончился. Американцы и канадцы, которые были на круизном лайнере, попадут на двухнедельный карантин обязательно. Второй момент, очень важный: известно, что инкубационный период варьируется от 1 до 24 дней. Говорить о том, что карантин закончился, не стоит. Средний инкубационный период 7-10 дней, для развития вирусной пневмонии 3-4 дня.
Алексей Мельников: Насколько опасен человек, у которого инкубационный период, который не знает, что у него вирус, но у него сильный организм?
Георгий Викулов: Это все относительно. Контагиозность близка к гриппозной инфекции. Летальность от эпидемического гриппа не превышает 1,5%. Летальность от новой коронавирусной инфекции 2,6%. Но она может измениться, когда будут подведены итоги эпидемии. Ежегодно от эпидемического гриппа в мире умирают от 250 до 750 тысяч человек.
Алексей Мельников: Чем коронавирус страшнее гриппа?
Георгий Викулов: Это новая инфекция. От нее нет эффективных препаратов, которые имели бы доказанную эффективность с точки зрения клинического применения.
Алексей Мельников: Но несколько дней назад появилась новость из Китая. Власти провинции Чжэцзян заявили, что есть первый в стране препарат, который во время вспышки коронавируса нового типа получил официальное одобрение на включение в список лекарств, которые потенциально могут быть эффективны при лечении нового типа коронавируса.
Георгий Викулов: Это несколько поспешное заявление китайцев, на мой взгляд. За такой короткий период они не могли провести клинические исследования и оценить их эффективность, безопасность, доклиническую фазу на животных, как это принято для лекарственных препаратов. Это многомесячные исследования. И не все препараты успешно заканчивают исследования. Мы знаем, что три препарата российских будут исследованы. Два из которых предварительно показывали эффективность в отношении коронавируса предыдущих штаммов SARS и MERS. И один американский препарат. Плюс параллельно – производство вакцины.
Алексей Мельников: Favipiravir – что-то известно об этом препарате?
Георгий Викулов: Это нуклеозидный препарат, который ранее уже был использован, в частности, в США, Японии, но эффективность в отношении нового штамма неизвестна. Она не изучалась, потому что вирус был открыт в начале декабря 2019 года.
Алексей Мельников: Можете предположить, когда мы будем про эту вспышку вспоминать так же, как про вспышку атипичной пневмонии 2003 года?
Георгий Викулов: Тонкий момент. Мы про SARS-синдром в случае атипичной пневмонии 2002-2003 года вспоминаем ретроспективно, инфекция была локализована. Но MERS-синдром 2012-2013 года – эта инфекция является тлеющей, единичные случаи встречаются. Там была летальность 30-34 процента. При SARS-синдроме была летальность 9-11 процентов. Когда мы будем вспоминать? Когда закончится эпидемия. Очень неблагодарное дело – делать прогнозы.
Подробнее в сюжете: Гости эфира