В США стали известны предварительные результаты супервторника. Это самый масштабный день голосования по отбору кандидатов в президенты США.
Предварительно во всех штатах у республиканцев лидером стал Дональд Трамп. Победителю праймериз от Республиканской партии, действующему президенту США, 73 года.
У демократов праймериз выиграл Джо Байден, он победил в 8 из 14 штатов
Бывшему вице-президенту США 77 лет. Главный соперник Байдена – Берни Сандерс – получил поддержку в трех штатах. Ему 78 лет. Подсчет голосов еще не закончен в самом крупном штате супервторника – Калифорнии. Единый кандидат от Демократической партии будет избран на партийном съезде в июле. Выборы президента США намечены на 3 ноября 2020 года.
Кто составит конкуренцию Трампу, телеканалу «МИР 24» рассказал ведущий научный сотрудник центра исследований проблем безопасности РАН, политолог-американист Константин Блохин.
- Что такое супервторник?
Константин Блохин: В этот день происходят выборы в большинстве штатов. Считается, что если человек лидирует во время супервторника, то это будущий кандидат в президенты от партии. Очевидно, что исход битвы еще не решился. Праймериз будут длиться до лета. Сейчас Байден лидирует с небольшим перевесом в несколько десятков голосов – у него их 327. Для того чтобы победить, нужно набрать почти 2000 голосов на праймериз из 4000 голосов делегатов.
- Таким образом он обгоняет лидера национальных опросов Берни Сандерса.
Константин Блохин: Электорат у всех разный. Есть штаты, которые больше симпатизируют Сандерсу, другие – Байдену, третьи – Трампу. Этот процесс очень долгий. Очевидно, что нас ждут очень большие повороты в этом политическом сериале. Блумберг, конечно, имеет неограниченные финансовые ресурсы. Более 50 млрд долларов у него состояние, против 3,5 млрд у Трампа. Блумберг считает, что только бизнесмен может бросить вызов и победить бизнесмена. Когда речь заходит о Блумберге, у меня возникают ассоциации с политическим флюгером. Сам Блумберг раньше был кандидатом и от Республиканской партии, и самовыдвиженцем, а теперь от Демократической партии. Блумберг, конечно, проиграл на этих праймериз, но он инвестирует огромные деньги, за последние 3 месяца в политическую рекламу вложил 500 млн долларов. Это больше, чем все демократические кандидаты за весь 2019 год. Он считает, что может на корню купить всю Демократическую партию и свой электорат. Но электорат Демократической партии традиционно крайне негативно относится к олигархам, к власти «жирных котов».
- Почему у демократов нет такого единства? Они делят голоса между собой, может получиться, что ни у одного из них не будет нужного количества голосов для окончательного выдвижения в кандидаты?
Константин Блохин: Если посмотреть на Демократическую партию, складывается ощущение, что всем кандидатам чего-то не хватает для победы. Вроде бы все цельные, но одного элемента не хватает. Бюрократия Демократической партии крайне негативно относится к Сандерсу ввиду своей левизны, которая пугает не только Демократическую партию, но и капиталистическую Америку. Неспроста Трамп говорит, что для него самым удобным кандидатом будет именно Сандерс. Потому что если кандидатом будет Сандерс, он сможет против него использовать ту же тактику и стратегию, которую они использовали против него. Давайте вспомним времена Маккарти. Маккартизм, охота на ведьм. Трамп скажет, что он коммунист, чьи интересы Сандерс защищает? Может быть, Китая. Вполне возможно будут такие розыгрыши. Сандерс до какого-то времени, я думаю, поборется с Байденом, а потом отойдет в сторону, как это было в 2016 году. Он так же сделал в отношении Клинтон. Он слил часть своего электората Клинтон в обмен на интеграцию своих идей в программу Клинтон. А Байден – это, по сути, системный политик, центрист, это реализация курса Обамы, Хиллари Клинтон. Он полностью устраивает бюрократию Демпартии, поэтому, конечно, они будут ему симпатизировать. Понятно, что есть Блумберг, который считает, что он может с помощью технологий прогнозирования и необычайных финансовых ресурсов переломить ситуацию. Но до лета будет этот сериал идти. Нас ждут интересные повороты.
- Может ли случиться так, что после безоговорочной победы Трампа вдруг у него вынырнет из-за кулис конкурент?
Константин Блохин: Это вряд ли. Традиционно в Республиканской партии есть некие этические принципы. Если твой кандидат идет на праймериз и если он президент, то в принципе конкуренцию особую не составляет. Среди кандидатов-республиканцев были в основном маргинальные. Тяжеловесов типа Марко Рубио, Теда Круза – не оказалось. Они и не тяжеловесы на самом деле по сравнению с фигурой Трампа. Они системные политики, которые из года в год пытаются штурмовать политический олимп США, и никак у них не получается.
- Давайте посмотрим на возраст кандидатов. Тед Круз сильно моложе. Трампу – 73 года, Байдену – 77, Сандерсу – 78.
Константин Блохин: Это показатель кризиса Демократической партии, которая не может кадры рекрутировать, нового кандидата предъявить обществу. Во-вторых, это показатель того, что США напоминают отчасти поздний Советский Союз – мы видим и геронтократию, которая в США управляет, и те же тенденции в области внешней и внутренней политики, где США отягощены тяжелым багажом из военно-политических союзов и альянсов, когда есть внутренние проблемы – долг в 23 трлн долларов, торговый дефицит почти в 800 млрд долларов о своими партнерами и союзниками. Конечно, приходят в голову такие параллели. Происходит кризис американской сверхдержавы. Проявление этого кризиса – это появление самого Трампа, который бросил вызов системе, не являлся системным политиком, никто его не финансировал, у него собственные деньги есть. Как и Блумберг считает, что ему не нужно финансировать, у него есть пример, он поймал кураж такой же, как поймал Трамп.
- С точки зрения Москвы кто из кандидатов предпочтительней? И есть ли шансы на нормализацию отношений Вашингтона и Москвы?
Константин Блохин: В среднесрочной и краткосрочной перспективе вряд ли нормализация возможна ввиду фундаментальных причин во внутренней и во внешней политике США. Мы уже слышим от демократов, что они пытаются сформировать необходимый информационный фон, чтобы обосновать свое поражение на этих выборах. Они говорят, что в эти праймериз вмешивается Москва. Это делается, чтобы продемонстрировать, что если победит Трамп, то он, по сути, нелегитимный. Значит, политическая борьба пойдет по новому кругу, а Москва будет главным экзистенциальным противником.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира