Выживут ли российские рыбаки в условиях коронавируса и финансовых потрясений?

17:49 12/03/2020

Из-за ослабления рубля в России изменились цены на рыбу, икру и морепродукты. Эксперты ожидают повышения стоимости некоторых видов дикой белой рыбы. На 8-10% подорожает минтай, треска, сельдь, навага и пикша. При этом цены на лососевые породы будут продолжать падать. Горбуша и кета на минувшей неделе уже подешевели на 2-4%. На оптовом рынке горбуша стоит 130 рублей за 1 кг, кета – 215 рублей за 1 кг. Цены на красную икру и морепродукты менее зависимы от колебаний курса рубля.

Стоимость деликатеса до следующей лососевой путины останется неизменной. Сейчас икра эконом-сегмента стоит около 3100 рублей за 1 кг.

На ценообразование на рыбном рынке влияет Великий пост у верующих христиан. Церковный устав разрешает рыбу только в некоторые дни, поэтому цена на нее падает на 3-5%.

Как в ближайшее время могут измениться цены на рыбу, икру и морепродукты, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.

- Аналитики рыбного рынка говорят, что ослабление рубля и коронавирус могут вызвать разнонаправленное изменение цен на рыбу, икру и морепродукты. Аналитики точно не ошиблись?

Александр Савельев: Обратите внимание, что морепродукты и рыба за последние 5 лет подорожали в 2,5 раза, что явилось главной причиной катастрофического падения потребления рыбы в нашей стране до 12 кг в среднем на человека в год. Это на 7-8 кг ниже рекомендуемой Минздравом нормы для здорового питания. Мы в потреблении рыбы скатились к уровню 1960-х годов.

Сейчас разрастающаяся пандемия и потрясения на финансовых рынках создают идеальные условия для того, чтобы рыба и морепродукты подорожали еще на 15%. В отсутствие эффективных действий регулятора экспортоориентированная рыбная отрасль России ориентируется на цены мирового рынка. В силу того, что рубль подешевел, они будут выглядеть еще более привлекательными для экспортеров. Но даже то, что останется для внутреннего потребления, будет ориентировано на мировые цены. Поэтому прогноз роста цен на 15% вполне очевидный и естественный для сложившейся экономической ситуации, поэтому рыбы мы будем есть еще меньше.

- На 8-10% подорожают минтай, треска, сельдь, навага и пикша. Почему именно они? И почему на 8-10%? Доллар вроде бы подорожал сильнее.

Александр Савельев: Аналитики прежде всего говорят о белой рыбе – минтай, треска, пикша. Это самая востребованная на всех мировых аукционах рыба, которую наши рыбаки как сырье поставляют на рыбоперерабатывающие предприятия Китая и Республики Корея. Внешние цены в твердой валюте определяют во многом цены нашего внутреннего рынка. Поэтому они и говорят о повышении цены. В то же время они говорят и о снижении цены на лососевые, поскольку они уже почти год пролежали в морозилках. Это аквакультурная, искусственно выведенная рыба, крайне неполезная, вредная для здоровья рыба. Но парадоксом нашего внутреннего рынка является то, что эта так называемая фермерская рыба стоит в разы дороже, чем дикая качественная российская рыба, ее стоимость перевалила за 1000 рублей за килограмм. В силу финансовых потрясений на мировых рынках еще больше она будет дорожать. Такого нет нигде в мире от Уганды до Лондона – нигде аквакультурная рыба не стоит дороже, чем качественная дикая. Только в России наоборот. Но эта аквакультурная рыба своей ценой тянет и нашу качественную рыбу с Дальнего Востока вверх.

- Из-за коронавируса, карантина китайские перерабатывающие заводы работают с перебоями. По идее на российском рынке минтая должно оставаться больше и он должен подешеветь?

Александр Савельев: С минтаем вообще сложилась катастрофическая ситуация. Из-за коронавируса китайские предприятия, как вы говорите, работают с перебоями, большие задержки в портах, если не сказать, что многие предприятия вообще остановились. Но главная беда подкралась не из Китая, а из Росрыболовства, которое запретило прямые поставки с промысла минтая и другой морепродукции в порты Китая и Республики Корея. Прежде, по распоряжению Росрыболовства, рыбакам следует зайти в отечественные порты и померить температуру. Эта анекдотичная ситуация грозит многомиллиардными потерями для российских рыбаков.

- За последнюю неделю горбуша и кета в оптовом сегменте подешевели на 3,7% и 2,3% соответственно. Но в рознице я этого снижения не заметил. Я такой невнимательный?

Александр Савельев: Вы метко подметили, это проблема регулятора, который периодически выдает нам информацию о том, что оптовые цены снизились или повысились. Но мы, телезрители телеканала «МИР» и другие потребители морепродукции, не ходим по оптовым складам, мы покупаем ее в розничной торговле, где цена может подскочить на 100-200%. Мы не видим ни подешевевшего минтая, ни подешевевшей горбуши, ни подешевевших других видов рыбы, мы видим только подорожание. К сожалению, ни Росстат нас об этом не информирует, ни регулятор. Мы только на своем кошельке испытываем это подорожание.

- Некоторые виды рыбы и морепродуктов Россия покупает в Китае. Например, угря и креветки для морских коктейлей. Как изменится цена на китайский импорт из-за коронавируса?

Александр Савельев: Еще один парадокс нашего рыбного рынка состоит в том, что в Россию бизнес ввозит аквакультурную продукцию из КНР – выращенные креветки, выращенные мидии и прочую дрянь, которая совершенно не полезна для здоровья, выращена на гормонах роста, антибиотиках и прочей химической нечисти.

Качественные дикие креветки, крабы и другую высоколиквидную морепродукцию мы поставляем в тот же Китай или другие сопредельные страны. Это наш национальный позор. Парадоксом является и то, что эта копеечная фермерская продукция из КНР здесь продается втридорога. Например, тилапия в КНР в переводе на рубли стоит 20-25 рублей за килограмм, здесь она продается по 500-700 рублей за килограмм. То же самое происходит с креветками, с угрем и с другой морепродукцией. Я не думаю, что в связи с финансовыми и эпидемиологическими потрясениями будет какое-то снижение. Алчность бизнеса такова, что они будут максимально извлекать прибыль из создавшейся ситуации.