Геронтолог рассказал, что помогает пожилым быстро выздоравливать после COVID-19

11:20 08/04/2020

Вопреки прогнозам врачей 99-летняя англичанка Рита Рейнолдс быстро вылечилась после заражения коронавирусом. Нужно ли считать это чудом, телеканалу «МИР 24» рассказал член правления Московского отделения геронтологического общества Российской Академии наук, кандидат биологических наук Валерий Мамаев.

- В 99 лет женщина выздоровела после заражения коронавирусом. Это чудо? Или в таком возрасте тоже можно иметь сильную иммунную систему?

Валерий Мамаев: Вообще коронавирус для молодых не очень опасен, они легко его переносят, смертность маленькая. Болезнь, действительно, страшнее для людей более старшего возраста – пожилого и старческого. Тут парадокс, а не чудо. Люди, которые дожили до 99 лет, внутри моложе, чем по паспорту. То, что она выздоровела, скорее правило, а не исключение.

- Что значит – внутри моложе?

Валерий Мамаев: Это значит, что она свое состояние, иммунную систему и другие защитные системы сохранила так, что они функционируют лет на 40-50. Если говорить про научные термины, в какой-то степени старение отражает длина теломеры в ДНК. Оказалось, что у столетних она лучше сохраняется, не так быстро укорачивается. Те люди, которые дожили до ста лет, так сумели устроить свою жизнь, организовать свое питание и быт, что это не вредит их клеткам. Они смогли сохранить работу всех защитных систем в большой степени. Сохраняем мы клетки – значит, мы сохраняем свое здоровье и жизнеспособность.

- Что означает термин теломеры?

Валерий Мамаев: В нашем Институте биохимической физики, в нашей лаборатории, работает Алексей Матвеевич Оловников, который много лет назад предположил, что старение клеток в организме связано с длиной ДНК, она с каждым делением укорачивается. Оказалось, что это так. В 2008 году за это дали Нобелевскую премию, но не ему, а американцам и австралийцам. Суть не в этом, а в том, что этот механизм есть. Есть огромный раздел геронтологии и теломерной биологии, который показывает, в каком состоянии находятся клетки иммунной системы в том числе. Было доказано, что у столетних людей они длиннее, чем у 80-летних или 70-летних. Поэтому пропорции – чем больше, тем хуже – нет. Все зависит от биологического разнообразия. Среди нас есть люди, которые лучше сохранились, а есть, которые хуже.

- То есть это гены?

Валерий Мамаев: Это кусок ДНК, который не несет никакой генетической информации, который на конце ДНК и может достраиваться, а может не достраиваться, может изменяться или нет. Это неинформативный кусок ДНК, но от него зависит функционирование генов. Что мы обычно подразумеваем под генами? Это то, что наследуется. Продолжительность жизни, как правило, не наследуется. Люди после 80 лет не зависят от родителей, они больше зависят от условий жизни, в которые они сами себя поставили.

- Эта женщина заявила, что своему исцелению она обязана мармеладным бутербродам. Родные говорят, что Рита – сладкоежка, обожает печенье, бисквиты и шоколад. А овощи и фрукты, кажется, никогда не ела. Сахар может усиливать защитные функции организма?

Валерий Мамаев: Безусловно, сахар усиливает, без него мы ничего сделать не можем. Энергия, которую дает сахар, обеспечивает всю нашу жизнедеятельность. Но я бы сказал по-другому: само это заявление говорит о том, что у нее еще оптимистический, юмористический настрой к жизни, что у нее сохранилось много чего – и мозг прекрасно работает, и все остальное.

- Если все-таки сладости не помогли, как они могут не навредить?

Валерий Мамаев: Все зависит от дозы, сколько есть сахара. Если немножко, то это очень полезно. Все зависит индивидуально от организма, все надо подбирать. Что у нее в жизни было? Я так понимаю, какой-то период у нее был очень ограниченный. Она, наверное, не очень богатая женщина, во время войны голодала. Это все говорит о том, что она из не очень зажиточной прослойки, и это заставляет организм работать на 100-150%. Благодаря этому она в себе воспитала жизнеутверждающее состояние.

- Пережитые испытания могут закалить иммунитет?

Валерий Мамаев: Конечно, могут. Очень яркий пример: если человеку вводить в кровь озон – такой очень энергичный, реакционноспособный газ, который со всем взаимодействует, – но при этом дозу небольшую, то оказывается, защитная система настолько подскакивает, так много включается ферментов, которые ее защищают, что человек потом себя лучше чувствует и находится в состоянии защиты еще много месяцев.

- Рита рассказала, что не курила и никогда не употребляла алкоголь. Это обязательное условие для зашиты иммунитета?

Валерий Мамаев: Не курила – совершенно точно обязательное условие. Насчет алкоголя – зависит, какой алкоголь и сколько, как и с сахаром. Если немножко и качественный, то все хорошо, если много и некачественный, то плохо.

- Можете предположить, насколько она в свои 99 лет подвижна?

Валерий Мамаев: Вы правильно подметили, что очень важно движение, потому что оно заставляет кровь постоянно циркулировать по организму. А кровь, как известно, лучшее лекарство, которое может быть. Такого лекарства еще никто не придумал, а кровь у каждого человека индивидуальная, она замечательная, ничего лучше нет. Когда мы прокачиваем через свое тело свою же кровь, мы себя делаем очень здоровым, энергичным и жизнерадостным. Обратите внимание, что дети от движения получают удовольствие. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются пожилые люди, что им неприятно двигаться, потому что энергии не хватает, они быстро устают. Условие долгожительства: когда человек сохраняет в себе способность к движению и двигается с удовольствием, это помогает ему жить дальше.

- В Италии от коронавируса излечились 101-летний мужчина и 102-летняя женщина. Что объединяет этих людей?

Валерий Мамаев: Это и объединяет, что они сохранили свои защитные системы, иммунную систему, свое тело настолько, что это позволяет им спокойно переболеть. По сути, этот тот же грипп, только немножко другой вирус.