Алексей Кортнев: На самоизоляции ты будто вовлечен в индустрию развлечений, только тебе не платят

17:47 10/04/2020
Фото: Константин Хватов (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, алексей кортнев, несчастный случай
ФОТО : МТРК «Мир» / Константин Хватов

Музыкант Алексей Кортнев рассказал в прямом эфире стрим-шоу «Дома вместе» в INSTAGRAM МИР 24, что в условиях самоизоляции начал учиться готовить. Почему армянский лаваш вкуснее мексиканской лепешки, зачем нужно все делать медленно, как изменились условия для творчества и что вся семья обязательно делает каждый день? Об этом он рассказал в рамках проекта «Дома вместе».

- Как ваше настроение?

Алексей Кортнев: Настроение у меня ровное, не могу сказать, что оно достаточно позитивное – новостей вокруг много печальных, но и не могу сказать, что я пребываю в унынии, потому что мы удачно изолировались с детьми и животными и живем насыщенной жизнью.

- Чем занимаетесь, как не сходите с ума?

Алексей Кортнев: Мы сидим в Подмосковье, в своем доме, нас тут 10 человек, есть моя мама, ближайшие родственники – все приехали к нам изолироваться. Есть участок, по которому можно бегать, ходить. У нас скопились четыре собаки: две здесь постоянно, две приехали с нашей семьей и с мамой, две кошки и две белки. Еще на участке под домом родилась куча котят. Здесь животных стало больше, чем людей.

- Как проходит ваш день? Есть распорядок дня?

Алексей Кортнев: Да, есть распорядок, достаточно жесткий. Утром поднимаемся, правда, не рано. Мы поняли, что в этом изоляционном режиме надо делать все медленно, потому что времени очень много, поэтому мы медленно встаем, медленно завтракаем и чистим зубы, потом час занимаемся спортом обязательно. Если вы посмотрите мою страничку в Instagram или страничку моей жены Амины Зариповой, то увидите, что мы запустили челлендж «Отожми заразу». Мы каждый день отжимаемся на один раз больше: 9 апреля – 9 раз, 10 апреля – 10 раз, и так собираемся продолжать до 30-го. Не знаю, все ли выдержат, но я надеюсь, что мышцы укрепляются, и шансы есть. Мы с моими коллегами и друзьями из «Несчастного случая» и не только записываем музыку дома. Приглашаю всех на Yotube-канал «Несчастного случая», там мы выкладываем клипы, записанные дома на смартфон, получается интересно.

- Сейчас в интернете люди разделились на два лагеря: кто после самоизоляции разведется и кто хочет еще детей. Я про взаимоотношения в семье. Нехватка личного пространства. Как у вас складываются взаимоотношения?

Алексей Кортнев: Нам очень сильно повезло в этом смысле, потому что загородный дом большой, нас иногда собирается здесь по 60-70 человек на Новый год или на 9 мая. Здесь есть пространство, чтобы разбрестись. Я ни в коем случае не хвастаюсь этим сейчас, я очень сочувствую людям, которые вынуждены проводить долгие часы и дни в однокомнатных или двухкомнатных квартирах, когда все время друг у друга на глазах. Я понимаю, что это очень тяжело. Наверное, в этой ситуации могут спасти книги, музыка в наушниках. Очень важно вести себя негромко, не захватывать большую территорию. Впрочем, не мне это советовать. Я сижу с вами общаюсь один в комнате, все остальные выгнаны. Крепитесь, братцы и сестрицы.

Почему язык тела

- Наверное, надо искать компромиссы?

Алексей Кортнев: Несомненно, надо искать компромисс, это точно. Еще я уверен, что даже на небольшой территории надо обязательно заниматься физическими упражнениями – это снимает стресс, вырабатывает эндорфины, это абсолютно точный рецепт. Утром встаньте, даже если вам тесно, откройте окна, медленно и упорно сделайте зарядку на часик. Очень сильно полегчает.

- Подписчики спрашивают, какие книги посоветуете прочитать?

Алексей Кортнев: Я с большим удовольствием прочитал сборник (сейчас его уже читает моя жена) чудесного сетевого автора Алеси Казанцевой. Это то, что она публиковала в ЖЖ или Фейсбуке, но получилась толстенькая и невероятно легко читающаяся книжка «Режиссер сказал: одевайся теплее, тут холодно». Так что искренне рекомендую – очень хорошее чтение, для карантина идеальное, легкое, на каждой страничке отдельный маленький рассказик.

- Сейчас люди часто общаются по телефону. Вы звоните часто?

Алексей Кортнев: Поскольку мы занимаемся бесконтактным написанием песен, я нахожусь в общении непрерывно. Если честно, так интенсивно я не общался никогда в жизни. Таких эфиров, как сейчас с вами, я провожу каждый день иногда два, иногда три. Я что-то записываю, передаю, принимаю файлы. Идет движуха, даже создается ощущение, что ты по-прежнему вовлечен в индустрию развлечений, только тебе за это не платят денег.

- Рано или поздно самоизоляция закончится. Как думаете, мировоззрение людей поменяется или жизнь будет прежней? Лично для вас.

Алексей Кортнев: Я не думаю, что что-то принципиально изменится. Опыт показывает, что человечество опыт ничему не учит. Если не ошибаюсь, Андрей Кнышев сказал такую фразу: «История учит нас тому, что история нас ничему не учит». Были же потрясения и более тяжелые в жизни планеты, это были мировые войны, пандемия испанского гриппа ровно сто лет назад. И что? Стало ли человечество лучше? Оно пережило пандемию гриппа и развязало мировую войну через 20 лет после этого. Не думаю, что что-то глобально изменится, но что точно совершенно произойдет, это некая цифровизация нашей жизни, к которой мы вынужденно пришли. Я, например, так много никогда не общался через гаджеты, какие-то каналы связи. Это уже не уйдет никуда, потому что мы поймем, насколько это удобно. Насколько это способно заменить традиционные, привычные СМИ.

- Даже в вынужденной самоизоляции мы развиваемся и открываем новые векторы?

Алексей Кортнев: Это насильственное обучение, как прежде кидали ребенка в воду, чтобы он поплыл, иначе не поплывет. Так и нас бросили в виртуальный мир, и мы поплыли. Все наши учителя, все прекрасные бабушки и женщины среднего возраста вдруг были вынуждены научиться пользоваться компьютерами, дистанционными уроками, и все научились. Дети сидят и учатся дистанционно.

- Что вы сделаете в первую очередь, когда закончится самоизоляция?

Алексей Кортнев: Я думаю, первое, что мы с моими друзьями и коллегами будем делать, придумывать, как дальше работать, как дальше играть. Я уверен, что после отмены карантина пройдет немало времени прежде, чем люди смогут платить за вход на концерт, пока восстановится платежеспособность. Сейчас средний класс, я не говорю о тех, кто ниже среднего класса, теряет доходы и все нажитое страшными темпами. Я подозреваю, что мы будем вынуждены играть концерты бесплатно или за «кто сколько сможет», за донейт, ставить коробочку перед сценой, как уличные музыканты, когда играют, ставят кофр из-под аккордеона. Так, наверное, мы будем играть в «Крокус Сити Холле» – помогите чем-нибудь. Но это придется делать. Потому что надо будет восстанавливать концертную деятельность, людей будить опять, давать им возможность слушать музыку.

- У вас сейчас концерты отменялись?

Алексей Кортнев: У нас все отменилось с конца марта. Сейчас должны были быть поездки по всей России, но что делать. Большой московский концерт первоапрельский мы перенесли пока на июнь, но нет никакой уверенности. Пока будем постепенно сдвигать. Когда отменится карантин, наверное, все концерты будут идти утром, днем и вечером, у всех все сдвинулось. Нам придется играть в несколько смен, скорее всего.

- Ваш клип, записанный в самоизоляции. Идея очень классная. Как она пришла?

Алексей Кортнев: Идея не так уж нова, мы делали подобные эксперименты раньше, и не только мы. В чем фишка? Ты включаешь с одного гаджета метроном, фиксируешь его темп, вставляешь себе в ухо один наушник, перед собой ставишь смартфон и просто на него играешь. Потом этот файл отсылаешь своему товарищу по группе. Он точно так же заводит себе в ухо тобой спетое и сыгранное под метроном в таком же темпе и накладывает свою партию. И уже две партии отсылает третьему, и так далее. В конце концов все попадает в руки нашему звукорежиссеру Дмитрию Чевелеву, который самоизолирован в квартире, где у него студия очень неплохая. И он там все сводит, складывает в клип. Самая фишка в том, что все по-честному пишется на смартфон, нет никаких студийных приборов. Этим может заняться любой человек.

- Новые клипы будут у вас?

Алексей Кортнев: Да, совсем скоро в нашем новом проекте, который мы, наверное, покажем завтра-послезавтра. Смотреть на Youtube-канале группы «Несчастный случай». В песне, которая будет посвящена нашим врачам, принимают участие 30 солистов. Среди них Лева Би-2, Костя Хабенский, Толя Белый, Кристина Бабушкина, Люба Толкалина, Таня Лазарева, Андрей Макаревич, Женя Маргулис. Простите все, кого я не назвал. И «Несчастный случай», естественно, все это играет и тоже поет.

- Вопрос от зрителей: какой концерт был самым запоминающимся?

Алексей Кортнев: Как правило, запоминаются те концерты, на которых происходит какая-нибудь лажа. Когда хорошо и успешно, потом и вспомнить нечего, только то, что хорошо повеселились и заработали. У нас был концерт. Когда мы были вызваны на юбилей очень богатого человека, все это происходило под Сочи, был накрыт невероятно богатый стол, вызвана куча артистов, гостей было человек сто. До нас дошла очередь часа в три ночи. Все уже разъехались, кто-то уснул прямо за столами, все было под открытым небом. Мы вышли на сцену, начали играть, к сцене подошел юбиляр и сказал: «Ребята, не надо, идите». Мы получили полностью гонорар и уехали, на следующий день полетели в Москву. А начинали мы играть песню «Радио», наш саксофонист заиграл, и тут человек сказал: «Не надо». Вот это самый запоминающийся концерт.

- Сейчас многие артисты играют онлайн-концерты. У вас есть такое в планах?

Алексей Кортнев: Вроде бы есть в планах. Я пытаюсь понять, как организовать онлайн-концерт, не нарушая довольно строгого распоряжения самоизоляции. Там придется собраться вдесятером в не очень большом и не слишком проветриваемом помещении. Это противоречит моим моральным принципам, потому что мы сказали, что не будем этого делать, поэтому собирать весь состав, наверное, мы не будем. Скорее, я буду играть один под гитару, что неоднократно делал уже в этой отсидке. Поживем-увидим. Если условия будут смягчаться, то соберемся и сыграем, почему бы нет.

- Как вы будете развивать свое творчество в этих реалиях, без живых выступлений?

Алексей Кортнев: Мне нравится история, которую мы придумали с клипами и на старые, и на новые песни. Я продолжаю придумывать маленькие проектики, мы запишем серию песен с разными солистами, причем как наши песни, так и не наши. В результате может сложиться интересный видеоконцерт «Несчастный случай в изоляции», который мы потом как-то оформим и опубликуем более широко. Ясно, что можно весьма насыщенно работать в такой ситуации.

- 90% песен вы пишете сами. В самоизоляции писать проще?

Алексей Кортнев: У меня фактически ничего не изменилось по интенсивности жизни и мышления. Может быть, я специально себя так гружу. Я каждый день придумываю себе большое дело. Надо доехать до студии, я выхожу из двери, сажусь в машину, заезжаю в подземный гараж в Москве, иду в студию, потому что здесь у нас интернет не очень хороший. Все время себя нагружаю, что нужно себя занять. Я не могу сказать, что у меня появилось гораздо больше свободного времени. Неплохо пишется. «Мир во время чумы» написался быстро и эффективно, я сейчас серьезно думаю о следующей вещи, лирической, в отличие от этой боевой.

- Читала в вашем интервью, что ваши дети не хотят идти по вашим стопам. Сейчас ничего не изменилось?

Алексей Кортнев: Совершенно не изменилось. Меня ужасно радует, что мой сын Афанасий, который был из троих детей самый неспортивный, взялся за себя, похудел килограммов на 5 за это время, и каждый день качается. Ему 13 лет, он часами стоит в планке, подтягивается, делает уголки – пресс качает, как с цепи сорвался. У него появилось свободное время и он решил заняться своим телом. Хорошо, он явно выйдет из самоизоляции с совершенно иными формами. Сеня и Ася продолжают жить как жили – читают, смотрят, учатся дистанционно, делаем зарядку час каждый день вместе.

- Охотно дети принимают участие в челлендже и делают отжимания?

Алексей Кортнев: Пока никто не отлынивает, все на энтузиазме. У нас будет юбилей 10 числа – 10 отжиманий, мы собираемся по этому поводу устроить сюрприз для публики. Все готовятся, пока энтузиазм не утихает. Когда станет отжиманий 20, наверное, начнется нытье. Ничего, мы будем находить какие-то стимулы, чтобы продолжать.

- Изюминка ваших видео – это собака Редиска.

Алексей Кортнев: Редиска, конечно! Притащите Редиску!

- Еще вы работаете ведущим «Ночного экспресса» на телеканале «МИР». Ждать ли нам выпуск в домашней обстановке?

Алексей Кортнев: Пока нет, пока об этом речи не идет, потому что у нас отсняты программы до конца сезона.

Редиску принесли! Это моя жена Амина, а это собака Редиска, она устала, бегала с детьми. Уносите Редиску!

- Кто придумал назвать Редиску Редиской?

Алексей Кортнев: Я придумал. Я вообще у нас за нейминг отвечаю в семье. Это, конечно, происходит от слова «рыжая». Мы ее сначала назвали Рэди, а потом она стала Редиской.

«Ночной экспресс» – отсняты программы до конца сезона, по-моему, до июня, поэтому не думаю, что мы будем предпринимать гиперусилия, можно программы повторить, их там уже под сорок, первые выпуски давно забылись. Что будет дальше, посмотрим. Я надеюсь, что мы возобновим съемки в следующем сезоне, у нас есть куча прекраснейших музыкантов, которые не были в гостях. Мы их ждем.

- А сейчас вы сами смотрите телевизор? Какой канал?

Алексей Кортнев: Почти нет. Какие-то фильмы смотрим всем гуртом, сериалы. Нам с женой безумно понравился сериал «Метод Комински», спродюсированный Майклом Дугласом, где всем актерам больше 70 лет. История о жизни старых и пожилых людей – кто-то успешен, кто-то нет. Очень разные, но безумно интересно, потому что это чуть ли не первое развернутое, длинное повествование о жизни не молодых красавцев, а пожилых, тоже когда-то красавцев, но сейчас с болезнями, с проблемами, морщинами, артритами людей, которые ведут интересную насыщенную жизнь при этом. И это вызов, мне кажется, мейнстриму киношному.

- Вы больше предпочитаете российский кинематограф или зарубежный?

Алексей Кортнев: Мне кажется, сейчас российский сериальный кинематограф (по качеству это уже кинематограф) вышел на абсолютно мировой уровень, без малейших скидок можно говорить, что сериал типа «Шторм» или «Обычной женщины», или «Лучше, чем люди», или «Домашний арест» – это суперкачество, это можно и нужно смотреть. Я ужасно рад, что мои коллеги и друзья, которые там снимаются, вышли на такой уровень качества. Это здорово. Я бы сравнивал с европейскими сериалами.

Мне европейские нравятся больше. Оригинальный «Мост», например, который снят в Дании и Швеции, это что-то потрясающее абсолютно. Мы начали смотреть израильский сериал «Фауда», по-арабски значит «Хаос, смятение». Я рекомендую всем посмотреть, он, правда, не переведен, с субтитрами, это и правильно, потому что они говорят по-еврейски, по-арабски, местами по-английски. Это история о противостоянии террористов и полицейских в Тель-Авиве. Невозможно оторваться, очень советую.

- Сколько времени в день, в неделю вы уделяете тому, чтобы посмотреть что-то, расслабиться?

Алексей Кортнев: Я забыл сказать еще об одном внезапном увлечении. Мы стали еще вечером что-нибудь готовить. Я никогда в жизни не брал в руки сковороду или кастрюлю, кроме как из нее что-то отложить себе на тарелку. Тут наоборот, мы кладем в нее разные ингредиенты. Толкнул нас на это наш сын Арсений, который тоже ничего не готовил. А тут мы стали с ним запекать, парить, жарить, пассеровать. Выяснилось, что это ужасно увлекательно и занимает очень много времени. Здесь же задача отнять у себя лишнее время. Я не могу сказать, что мы много времени перед экраном. Мы час готовим, потом час едим, потом полчаса это обсуждаем, а там и спать пора.

- Какое ваше фирменное блюдо?

Алексей Кортнев: У меня нет фирменных блюд, я готовлю по поваренной книге, вернее, по электронным рецептам из интернета, потому что я делаю это первый раз в жизни. Лучше всего у нас с Сенькой получилось мексиканское тако, но только заворачивали мы его в армянский лаваш. Оказалось, что это лучше, чем кукурузная лепешка, идеально!

- Как думаете, такой формат прямых эфиров может прижиться? Или живые привычнее и останутся?

Алексей Кортнев: Они наверняка останутся. Мне кажется, подобный формат общения, как у нас сейчас с вами происходит, будет напоминать о временах самоизоляции так, что нам не захочется на эту картинку смотреть еще долго, но потом, может быть, все и вернется в этот формат, все возможно.

- Вы себе наметили новые направления после самоизоляции?

Алексей Кортнев: Пока не задумывался. У нас есть два проекта, не реализовавшихся из-за коронавируса. Мы подготовили и почти закончили делать программу, с которой должны были поехать по Уралу, Сибири с гастролями, которая называется «Несчастный случай в кино». Мы решили сделать программу из песен, которые написали к разным фильмам и спектаклям: «День радио», «День выборов», «О чем говорят мужчины», «Любовь в большом городе». У нас довольно много песен, которые сделаны по случаю, есть смешные, лирические, с показом отрывков из фильма. Вместо конферанса на концерте мы хотим показывать фрагмент фильма, который будет подводить к песне, а мы за это время будем переодеваться. Это реальная штука, которой я хочу заняться, когда мы снова сможем выходить на сцену.

- Планируете ли вы еще совместные проекту с «Квартетом И»?

Алексей Кортнев: Пока нет, но мы по-прежнему с удовольствием играем спектакли «Письма и песни мужчин среднего возраста», «День радио» по-прежнему держится. В следующем году у нас будет 20-й сезон спектакля «День радио», и по этому поводу мы будем предпринимать гиперусилия, будем праздновать.

- Что пожелаете нашим зрителям, как выдержать нелегкое время?

Алексей Кортнев: Нам сейчас всем, даже если мы не можем выходить на улицу, немножко полегчает. Потому что станет больше солнца. Солнце приходит в среднюю полосу России. Станет светлее, ярче. Когда ярко, легче жить. Во-вторых, обязательно надо заниматься собой, заниматься гимнастикой, читать. Это помогает очень сильно. И не унывать, самое главное. Я пережил вместе с моими сверстниками и более старшими людьми 1990-е годы, например, когда ничего не было нигде: ни денег, ни топлива, ни электричества, ни уверенности в завтрашнем дне. Ничего, помыкались пару лет и начали жить опять. Я не хочу сказать, что сейчас будет что-то подобное, я надеюсь, что не будет. Давайте в это верить, жить, работать, заниматься, кто чем может.