60 лет назад Москва уже сталкивалась со страшной эпидемией – тогда произошла вспышка черной оспы. Благодаря разработке вакцины и повсеместному ее применению болезнь удалось победить, но 44 дня столица была буквально на краю бездны, напоминает корреспондент телеканала «МИР 24» Андрей Еганов.
1959 год. Известный советский фотохудожник-плакатист Алексей Кокорекин посещает Индию. Среди прочих мероприятий он присутствует на церемонии сожжения брахмана. О причине смерти знатного индийца туристам не сообщают. Художник возвращается в Москву и через пару дней умирает. После вскрытия патологоанатом произносит: «Variola vera – черная оспа».
«О диагнозе папы мы узнали через две недели после его смерти. Ясных проявлений оспы у него не было, а через две недели заболел врач Боткинской, который посещал его, у него выступили характерные пятна оспенные», – рассказала дочь художника Валерия Кокорекина.
Всех, кто контактировал с умершим, а это около полутора тысяч человек, поместили на карантин. Было выявлено 46 заразившихся. Среди них друг и коллега Алексея Кокорекина художник Рубен Сурьянинов.
«Болезнь была непонятная и страшная, и ритуальщики отказались нести гроб к печам. Но мы, художники, сочли своим долгом перед коллегой и старшим другом, взяли гроб и отнесли. Мы заболели оба и лежали то ли неделю, то ли две – все было как в тумане, высокая температура», – вспоминает Рубен Сурьянинов.
Спасло то, что еще в детстве Рубену Васильевичу делали противооспенную прививку. Но были и те, кому не повезло. В Москве стали выявлять смертельные случаи. В экстренном порядке началось производство вакцин. Неимоверными усилиями врачей и ученых эпидемию остановили за 19 дней.
«Очень показательна история со вспышкой черной оспы в Москве в 1960 году. Тогда благодаря стремительно проведенной вакцинации всего населения в течение двух недель было привито около 10 миллионов человек. Вспышку удалось ликвидировать», – отметил главный научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко Сергей Затравкин.
Советские иммунологи и вирусологи побороли инфекцию не только в Москве. Они предложили Всемирной организации здравоохранения программу искоренения оспы во всем мире. Разработанная ими вакцина неоднократно совершенствовалась и спасала жизни во многих странах.
«Мы поставили 1,5 млрд вакцин в разные страны. Всего три страны такие было – мы, США и Канада. Наша была Африка, Азия. Особенно такие неприятные с точки зрения болезни страны как Пакистан, в Индии много работали», – рассказал заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета Виталий Зверев.
О вспышке страшной болезни внутри страны тогда не говорили, чтобы избежать паники. Врачи сделали по сути невозможное. Это была беспрецедентная операция по локализации опасного инфекционного заболевания. Эпидемию в огромной стране предотвратили, и болезнь не распространилась за пределы СССР. Массовую вакцинацию москвичей и жителей Подмосковья провели оперативно.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: История