Закаленный войной: блокадник из Алматы готовит книгу воспоминаний

07:38 24/04/2020

Трудное детство в блокадном Ленинграде. В начале войны Василий Зикеев остался без отца, но смог поступить в артиллерийскую спецшколу. А после уехал работать в Алматы на завод, который в годы войны выпускал торпеды. О непростой судьбе блокадника расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Кирилл Харламов.

В этой папке Василий Маркович хранит самое ценное – рукописи. На этих страницах – воспоминания о жизни в блокадном Ленинграде и последующих годах. Все это – часть его будущей книги.

«Воспоминания вот тут они лежат. Сколько я их перечеркивал, два года я работал, не спеша продумывал, опыт накапливал. Вот написал эту книжку «По дороге жизни», – рассказал блокадник.

Василий Зикеев родился под Смоленском, в 1925 году. В 14 лет с семьей переехал в Ленинград. Окончил школу, собрался поступать в техникум, но началась война.

«Когда немцы начали бомбить Ленинград, начали обстреливать, мы почувствовали, что война, Почувствовали большей частью желудком. Потому что нормы хлеба стали сокращаться. Если рабочий получал 800 граммов, потом 600, потом пятьсот, все меньше и меньше», – вспоминает житель блокадного Ленинграда.

Юноша помогал семье как мог: искал дрова, чтобы согреть комнату, носил воду с Невы. Отец ушел на фронт и спустя два месяца погиб.

«Дедушку я зашил в старенькое одеяльце и отвез на Глухую Зеленину – там, где завод «Вулкан». Там собирали за забором таких же погибших от голода и других. Выполнил я внучатый долг до конца», – говорит Василий Зикеев.

Василий Маркович вспоминает: от голода и тяжелой работы силы стали покидать. Спас мальчика отец его друга. Он помог юноше поступить в артиллерийскую спецшколу.

«Это самая первая стадия подготовки будущих офицеров. Как бы ни умирали, как бы ни гибли ленинградцы, будущих офицеров надо было все-таки поддержать, кормить. Я вам приведу наш рацион. Нас кормили только один раз. Мы получали уже рабочую норму хлеба 250 граммов. Кроме того, мы получали суп из дрожжей. Горячая водичка подсоленная, две ложки каши, 15 граммов масла сливочного, несколько кусочков сахара и котлета 42 грамма», – рассказал блокадник.

Вскоре юного кадета эвакуировали в Кострому. После войны он вернулся в Ленинград и продолжил учиться на торпедном факультете корабельного училища.

На практику поехал в Алматы – на машиностроительный завод имени Кирова. В годы войны здесь выпускали торпеды. Зикеев обслуживал почти всю флотилию Советского Союза. Однажды побывал на атомной подводной лодке.

«Первым делом в отделе кадров я пакетик яблок показал, яблочко за хвостик. Говорю, это вам. Она говорит, не надо. Но я отдал ей. И вот эта тетка решила вопрос, разрешила побывать на борту атомной подводной лодке», – говорит Зикеев.

Всю жизнь Василий Маркович писал рассказы о блокадном Ленинграде. Пишет и сейчас, в свои 94, несмотря на плохое зрение. Он верит, что однажды его рукописи издадут.

В Алматы проживает порядка 47 жителей блокадного Ленинграда. Каждый январь в день снятия блокады они собираются в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, чтобы почтить погибших жителей осажденного города.