Невидимая война: женщины-ветераны СМЕРШа вспоминают годы ВОВ

07:08 06/05/2020

На телеканале «МИР» сегодня выйдет продолжение фильма о шпионах и их разоблачителях – оперативниках СМЕРШа. Управление было создано лично Иосифом Сталиным. В его ряды отбирали лучших из лучших. Корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский встретился с женщинами-контрразведчицами.

«Документы уничтожались, печка там стояла всегда. И в огонь бросали», – рассказала ветеран Великой Отечественной войны.

Анна Ильинична Рудакова – старейший сотрудник СМЕРШа, ей 103 года. Секреты не раскрывает – как настоящий контрразведчик.

«Я подписку давала. Я не могу говорить об этом», – отметила участница войны.

Не разглашает Анна Ильинична содержимое документов, которые читала и переписывала для руководства Советского Союза. В годы войны она работала в секретариате военной контрразведки и лично готовила важные документы: донесения, агентурные сообщения, протоколы допросов немецких генералов, которые потом попадали на стол Жукову и Сталину.

«Пришлось мне спецсообщения Сталину писать. Разные – мало ли что происходит на границе. Ему все сообщалось. Спецсообщение мы как машинистки и стенографистки должны были сделать очень хорошо, чтобы все чисто было, с полями напечатать, без помарок», – указала Рудакова.

Спустя годы ветеран контрразведки вспоминает: с бумагами работали сутки напролет. В тылу Красной армии действовали тысячи шпионов и диверсантов. Их вычисляли и вылавливали оперативники СМЕРШа, среди которых были и женщины.

«Меня не брали, я в слезы, и меня взяли на курсы шестимесячные. Обучали нас разведке, самбо, борьбе разной и оказанию первой помощи», – говорит ветеран Великой Отечественной войны Валентина Касатых.

Валентина Ивановна Касатых в военную спецслужбу попала из фронтовой разведки. В СМЕРШ отбирали лучших. В 1943-м зачислена в опергруппу. Она лично обезвредила немецкого диверсанта под Красноярском.

«И он заорал, и я заорала, и взрыв сразу. Мгновенно это все. Секунды какие-то, и все, тишина. У меня глаза, залитые кровью», – вспоминает участница войны.

Как память о том скоротечном бое у нее остался осколок гранаты в ноге. Но после госпиталя она все равно вернулась в контрразведку. В спецслужбе Валентина Ивановна проработала 40 лет. Сейчас ей 95 лет, и она до сих пор служит – теперь в совете ветеранов.