«Нет образа врага»: почему треть россиян не верит в коронавирус?

16:11 28/05/2020
covid-19, вирус, коронавирус, дезинфекция, стерильность, чистота, очистка, микробы, бактерии, термометр, температура, градусник, электронный термометр, covid-19, вирус, коронавирус, дезинфекция, стерильность, чистота, очистка, микробы, бактерии, маска, стерильность, обеззараживание, респиратор, дыхание, воздух, защита, повязка, эпидемия, пандемия
ФОТО : МТРК «Мир» / Дарья Журавлёва

Более трети россиян не верят в опасность коронавируса. Об этом свидетельствуют данные исследования Высшей школы экономики. В интернет-опросе, который проводился в пять этапов с 18 марта по 26 мая, приняли участие более 30 тысяч человек из всех регионов России в возрасте от 20 до 60 лет. В итоге выяснилось, что 32,8% россиян не верят официальным данным о коронавирусе: 23,2% участников опроса полагают, что коронавирус – это выдумка «заинтересованных лиц», еще 9,6% считают, что опасность эпидемии преувеличена.

Среди тех, кто не верит в существовании в пандемии, 43% признались, что продолжают навещать родственников и друзей, еще 54% опрошенных рассказали, что регулярно выходят на прогулки. 74,22% из числа скептиков считают, что вводить режим самоизоляции не было необходимости. Наибольшее число так называемых ковид-диссидентов (41,1%), как выяснилось, проживает в Южном федеральном округе.

Почему, несмотря на высокий уровень заболеваемости почти во всех странах мира, россияне до сих пор не верят в то, что коронавирус опасен? «МИР 24» выяснял у экспертов.

Данная проблема, скорее всего, имеет психологические корни, считает научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, социолог Мария Кравцова.

«Людям проще закрыться от опасности, им проще ее избегать, отрицать, и тогда они себя почувствуют лучше. Понятное дело, что есть какая-то информация, но они пытаются ее «просеивать», не замечать. Конечно, это очень вредно, потому что сейчас я вижу: все детские площадки полные, народу полно на улице. То есть люди считают, что вроде как коронавируса уже и нет. Понятно, что все устали, что тяжело сидеть дома», – признает она.

Сказывается и недостаток информации, отмечает Кравцова. По ее мнению, и в интернете, и на телевидении следовало бы показывать больше репортажей из больниц и рассказывать о тяжелых пациентах с ковидом – это вселило бы в людей отрезвляющий страх. Такую точку зрения разделяет и психолог, профессор Андрей Зберовский.

«С моей точки зрения, к сожалению, правильное освещение проблемы коронавируса не было построено, – говорит он. – Плохо была представлена обществу эта проблема. В психологии есть такое понятие – «образ врага». Образ врага должен быть максимально наглядным, максимально понятным, четким. К сожалению, у нас образа врага нет. Огромное количество людей до сих пор не понимает, что этот коронавирус делает с организмом, к каким страшным последствиям это приводит. Только спустя месяц изоляции появились какие-то первые видеорепортажи из больниц – опять же, мало что показывающие. То есть у людей нет «картинки» – что вирус делает, как это выглядит, как страдают люди, как они умирают, какие получают негативные последствия».

Современное медиапространство часто вводит людей в заблуждение, отмечает Зберовский. Разнообразие мнений, многие из которых далеки от экспертных, сеют хаос в умах людей и заставляют даже самых образованных сомневаться в истинности угрозы.

«Наши средства массовой информации забиты людьми, которые болеют коронавирусом, но в легкой форме. Всякие блогеры сидят дома, пьют чай, весело рассказывают о том, как они там болеют. А людям хочется увидеть тех, кто переболел и получил тяжелые осложнения. Понимаете, для того, чтобы людей испугать, они должны увидеть трагедию. Когда они видят просто врачей, которые выполняют свою профессиональную работу, это ни на кого не влияет. Станиславский бы сказал: «Не верю!». Конечно, у людей сразу возникает масса мыслей о том, что все это не так страшно, как кажется. И та треть россиян, которая в это не верит – это не потому, что люди глупы или плохо относятся к правительству, а потому что СМИ, к сожалению, не показали эту проблему в полном объеме», – считает психолог.

«Это на самом деле огромная проблема и беда. Огромное количество даже образованных людей так и не понимают ни механизма негативного воздействия вируса, ни его последствий. Для того, чтобы у людей в голове сформировалась четкая позиция, должна быть четкая информация. А мы ушли в болтовню. Есть N-ное количество мнений, и, соответственно, у человека возникает в голове очень широкий разброс каких-то позиций. Отсюда возникает поле для догадок, для спекуляций блогеров, спекуляций политических и иных других. Должна быть единая, четкая, связная концепция – ее, к сожалению, нет. И это очень большая проблема нашей информационной политики», – считает психолог.

При этом он отметил, что россияне склонны верить в теории заговора ничуть не больше, чем жители других стран. В Европе и США люди гораздо более склонны верить во всевозможные конспирологические теории, в том числе касательно коронавируса, отметил психолог.

Кстати, в Кремле на результаты исследования ВШЭ тоже отреагировали. Так, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, недавно переболевший коронавирусом, сказал следующее:

«Ну, скорее, это нежелание внимательно почитать-посмотреть и просто оглянуться вокруг себя – посмотреть, сколько людей вокруг болеет и как они болеют. В данном случае хочется просто пожелать более внимательного отношения ко всей информации, большего доверия. Скажу на собственном опыте, эта штука реальная».