Главврач Боткинской больницы: Когда заболевание распространяется пандемически, к нему нельзя приготовиться

19:11 11/06/2020

Новая коронавирусная инфекция уже изменила мир. Врачи первыми бросились на спасение человечества и выйдут из этой борьбы последними. Что стало самым сложным для докторов в этот период, как они справляются с усталостью и постоянным стрессом, что делать со страхом заразиться, телеканалу «МИР 24» в программе «Евразия. Дословно» рассказал главный врач Боткинской больницы Санкт-Петербурга Денис Гусев.

- Что в ситуации с коронавирусом стало самым тяжелым?

Денис Гусев: Много было проблем, которые приходилось решать. Это и обеспечение средствами индивидуальной защиты, и закупка препаратов, и массовое поступление больных.

- Когда стало понятно, что человечество столкнулось с реальной бедой, что ситуация не ограничится парой десятков пациентов?

Денис Гусев: Стало понятно, когда заболевание начало возникать на всех континентах, во всех странах. Если говорить про наш город, мы поняли, что возникла большая проблема, когда заболевание стало распространяться среди людей, которые никуда не выезжали. На первом этапе это, в основном, были туристы, которые приезжали. Это понятно – они привозили случаи инфицирования из-за рубежа. Когда заболевание стало распространяться среди тех, кто никуда не выезжал, было понятно, что процесс начал распространяться пандемически.

- Условия работы сильно поменялись. Как у Вас и Ваших сотрудников получается справляться с усталостью и постоянным стрессом?

Денис Гусев: Наши условия особо не поменялись – мы достаточно часто работаем в таких условиях, потому что мы специализированная больница. Наверное, это вопрос для тех стационаров, которые были перепрофилированы под работу с ковидом.

Никто не струсил, никто не сошел с дистанции, все работают, понимают, что это нужно и важно.

Как дезинфекция влияет на иммунитет и что делать аллергикам?

- Как быть со страхом заразиться?

Денис Гусев: Страх связан с непониманием проблемы. Если человек понимает, что он использует средства индивидуальной защиты, что он не заходит беззащитным к больному, больше наши сотрудники говорят о страхе заразить близких. Мы пытаемся создать все условия: если сотрудник желает, он может быть размещен в гостинице на этот период, чтобы избежать инфицирования родных и близких.

- Какое сейчас настроение в больнице у персонала?

Денис Гусев: Настроение боевое, все понимают, что это нужно людям, городу. Понятно, что все устали. Мы не первый месяц работаем, люди уже утомились, хочется отдохнуть, тем более, началось лето, отпуска сдвигаются, интенсивность работы не уменьшается. Пока настроение боевое, все понимают, что нужно работать, других вариантов нет.

Мы первыми вошли в эту историю, мы последними будем из нее выходить. Для нас будут еще достаточно длительные взаимоотношения с вирусом.

- Прогнозы строить непросто, но когда это произойдет?

Денис Гусев: Кто же вам скажет? Никто этого не знает. Аналитики, которые занимаются, у них разные прогнозы.

Я имел в виду то, что первый пациент к нам поступал и последний будет к нам поступать, когда перепрофилируются обратно под свой профиль все стационары, мы останемся в инфекционном направлении. Все равно последнего больного с COVID-инфекцией к нам госпитализируют.

- Ученые много что уже узнали про этот вирус. Глазами врача он какой?

Денис Гусев: Какой вирус глазами врача, я вам не скажу, потому что я не вирусолог. Мы можем больше говорить о том, какие последствия, какое взаимодействие вируса и организма существует, какие проблемы вызывает у человека этот вирус. Да, за это время мы определились с путями передачи: вирус уникальный, передается не так, как другие инфекции. Мы изучили механизм поражения организма, развития заболевания, соответственно, для себя определили некоторые алгоритмы лечения, вариантов течения заболевания – от легкой формы до крайне тяжелой.

- Ученые ищут работающую вакцину. Кто первым должен получить этот препарат, когда он появится?

Денис Гусев: Скорее всего, вакцину должен получить тот, у кого нет иммунитета. Большинство людей переболеет, им эта вакцина не нужна будет. Те, кому повезет или не повезет, и они не столкнутся с вирусом, наверное, таким людям нужна будет.

- Новая инфекция стала своего рода вызовом. Если взять точку отсчета и говорить о сегодняшнем дне, какие можно сделать выводы?

Денис Гусев: Когда заболевание распространяется пандемически, к нему нельзя приготовиться, невозможно держать в подвале тысячу аппаратов ИВЛ, чтобы они десятилетиями стояли и ждали, когда появится коронавирус. Это всегда вызов для любой системы, в том числе системы здравоохранения.

С другой стороны, можно сделать однозначный вывод, что санитарно-карантинные мероприятия, которые были достаточно своевременно введены в стране и в городе, подготовленные койки для госпитализации коронавирусных больных позволили иметь то, что мы имеем. Если бы эти мероприятия не были сделаны, неизвестно, сколько было бы больных, насколько тяжелее нам было бы на сегодняшний день.

- После этой истории проще будет?

Денис Гусев: Безусловно. Мы будем уже не по книжкам или учениям, а на собственном опыте иметь понимание, как работать при массовом поступлении инфекционных больных, как работать с больными, которые имеют сопутствующие патологии – это тоже очень важно.

Как правило, умирают те пациенты, которые помимо коронавируса имеют еще кучу заболеваний, которые зачастую приводят к смерти, а не сам коронавирус. Этот опыт бесценный, его еще нужно будет осмыслить, посчитать, описать, проанализировать, доложить, обсудить с коллегами.

Любой опыт боевых действий, приобретенный военнослужащим, всегда на пользу. То же самое для медиков. То, что прошло через нас, мы эти знания имеем, знаем, как бороться с инфекцией.

Зачастую приходят инфекционные вызовы, отчасти напоминающие предыдущие, но все-таки отличающиеся. Поначалу было впечатление, что это будет, как грипп – изменения в организме, как при гриппе. Оказалось, что это не совсем так, в ряде случаев диаметрально противоположно. Это тоже опыт, который мы приобрели.

- Почему одни заболевают, а другие нет?

Денис Гусев: Иммунная система у всех по-разному работает: один человек в легкой форме перенесет, другой бессимптомно, третий в тяжелой форме. Все зависит от иммунной реактивности организма, которая напрямую связана с возрастом, поэтому более старшие пациенты болеют тяжелее и, к сожалению, чаще погибают.

- Коронавирус сплотил нас всех. Кто и чем помогал Вашему стационару? Кто эти люди?

Денис Гусев: Мы эту поддержку практически постоянно на себе ощущаем. Помогают совершенно разные люди – и по достатку, и по профессии. Это были и продукты питания, и рестораны привозили готовые блюда. Люди просто перечисляли деньги, свою зарплату, помогали магазины, которые торгуют той или иной продукцией – помогали мебелью и так далее.

На самом деле, вы правы, что ситуация сплотила наше общество, думаю, это во всех городах наблюдается. И еще раз она подтвердила, что добрых и отзывчивых людей больше, чем всех остальных.

- С каким настроением вылеченные пациенты выписываются? Что говорят?

Денис Гусев: С прекрасным настроением выписываются. Они задают один вопрос: «Я теперь смогу ходить без маски и без перчаток?» Любой человек, когда поправляется, оставляет позади серьезное заболевание, настроение у него хорошее. Пациенты благодарят, пишут нам письма.

- Говорят, что нам не избежать второй волны. Стационар будет к этой истории готовиться?

Денис Гусев: Нужно понимать, что это такое. Если это вторая волна, которая связана с сезонным повышением заболеваемости респираторными инфекциями, которую мы видим в октябре, – это одна ситуация. Если вторая волна будет захватывать тех людей, которые не переболели в первую волну, – это немножко другое. Самое неприятное, когда это может наслоиться друг на друга. Чаще всего мы это видим к 1 сентября, когда возвращаются школьники, студенты, учащиеся из разных регионов, с каникул. Встречаясь друг с другом, они начинают обмениваться флорой. Если кто-то в этот момент будет инфицирован, возможно развитие второй волны.

Мы всегда готовы – мы профильный стационар. Мы готовы ко второй, третьей, четвертой волне, если она будет.