В ВОЗ пока не считают новую вспышку коронавируса в Китае опаснее первой

20:56 19/06/2020

С 19 июня Пекин закрыт из-за новой вспышки коронавирусной инфекции. Насколько тревожна ситуация, нужно ли России принимать дополнительные меры на Дальнем Востоке, когда планета победит коронавирус, телеканалу «МИР 24» рассказала представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович.

- Насколько тревожна ситуация в Китае?

Мелита Вуйнович: Всемирная организация здравоохранения постоянно предупреждает всех, что вирус находится на планете, в обществе. При ослаблении мер всегда надо держать руку на пульсе, предупредить вторую волну. Что такое вторая волна? Это когда от очень низкого числа случаев сразу начинается всплеск, который мы видели в январе-феврале. Нам кажется, что Китай на этот момент достаточно быстро понял, что начинается новая вспышка, новый очаг, и принял меры.

Но надо смотреть следующий период, как будет двигаться вирус, сколько есть случаев. Вирус иногда невидим. Есть люди, у которых симптомы появляются через 5-7 дней. За это время они могут заразить других людей. Все эти меры сейчас оправданы, эффективны. Надо посмотреть, насколько большой будет вспышка. Мы надеемся, что это не приведет к новому всплеску везде, потому что сейчас все опытные и понимают, что надо делать сразу.

- В прессе говорилось о том, что вирус в Пекине сейчас более заразный. По данным ВОЗ, это так?

Мелита Вуйнович: На данный момент мы ждем, ученые рассматривают геном и остальное, очень быстро мы будем понимать, мутация ли это вируса, более заразный он или нет. Что значит более заразный? Если инфицированный может одномоментно заразить больше людей, чем ожидалось от первой волны. Надо получить данные из Китая – эпидемиологически и генетически сопоставить данные и тогда сказать. Я ожидаю, что на следующей неделе у нас будет более ясная картина.

- Насколько вспышка в Пекине может привести к обострению ситуации в соседних странах?

Мелита Вуйнович: Есть очень эффективные меры, которые все должны принимать. Есть тесты, можно посмотреть геном, понять, куда вирус сдвинулся. Имея в виду масштабные меры, которые принимаются в каждой стране, мы надеемся, что каждая страна очень быстро среагирует, остановит инфекцию.

- В России нужно сейчас принимать дополнительные меры безопасности, в частности, на Дальнем Востоке?

Мелита Вуйнович: Роспотребнадзор, все национальные органы держали руку на пульсе и неоднократно говорили, что даже в январе Россия начала практически сразу контролировать эпидемиологическую ситуацию. Мне показалось, что, имея в виду международную ситуацию и внутренние возможности, в России будут держать ситуацию под контролем.

- С точки зрения ВОЗ Россия с коронавирусом борется достаточно успешно?

Мелита Вуйнович: Конечно, мы хотели бы, чтобы к какому-то моменту не было столько случаев инфекции, но при этом, как мы говорили, Россия протестировала более 11% населения. Это очень яркий пример в мире, это позволяет понимать, насколько широко распространяется инфекция у людей, у которых нет симптомов, и у тех, у кого есть симптомы. Так легче остановить распространение вируса, потому что мы знаем, куда он движется, через какое население, как его остановить.

- Что нужно, чтобы полностью остановить пандемию?

Мелита Вуйнович: Это естественная эпидемия, которая имеет свои законы, об этом говорили многие эпидемиологи. Это значит, нужен иммунитет населения, который будет останавливать вирус. Мы можем добиться гибкими гибридными мерами того, чтобы снизить перенос, быстро обнаруживать случаи заражения, сразу изолировать этих людей, идентифицировать контакты и их тоже изолировать, тогда мы можем говорить об изолировании очага, а не о масштабных мерах самоизоляции и карантина всего общества. До момента, когда появится вакцина, которая добавит иммунитет, мы не можем говорить, что опасность прошла. Сейчас мы все учимся вместе, как бороться с таким вирусом. Мы ожидаем, что в течение следующего года иммунитет будет подниматься, хотя естественный иммунитет поднимается очень медленно.

В нескольких странах проводится большое серологическое исследование. Но этой прослойки недостаточно, чтобы сделать барьер для прохождения вируса. После точечного применения вакцины на определенном контингенте населения мы сможем сказать, что барьер будет сделан, вирус замедлится и, возможно, мы в какой-то момент его устраним из общества.