Без грифа «Секретно»: о чем рассказывают новые архивные документы о Великой Отечественной войне?

20:17 23/06/2020

Минобороны обнародовало архивы о первых днях Великой Отечественной войны. Речь идет об оперативных и разведданных Генштаба Красной Армии, сводках с фронтов, шифрограммах и о воспоминаниях участников. Почему на этих документах много лет сохранялся гриф секретности, телеканалу «МИР 24» рассказал военный историк Александр Широкорад.

– Почему на этих документах много лет сохранялся гриф секретности?

Александр Широкорад: Это было закрыто по самым разным причинам: из-за больших потерь, из-за личных причин, потому что были конфликты между маршалами, недоразумения между их детьми – не все могли поделить лавры Победы. Это, к сожалению, имело место. Сейчас это преодолено, в основном, материалы, посвященные Второй мировой войне, у нас рассекречены.

- В одном из документов указывается, что к 22 июня 1941 года на границе с СССР было 114 пехотных, 11 моторизованных, 15 танковых дивизий Третьего рейха. Насколько серьезной была эта сила? Что на тот момент Советский Союз мог противопоставить?

Александр Широкорад: Главная причина первых приграничных сражений – невоевавшая армия столкнулась с армией, которая была отмобилизована 1,5 года назад и 1,5 года назад воевала. 86% немецких дивизий, начавших войну с СССР, имели длительный боевой опыт. Многие советские дивизии были сформированы за несколько недель или месяцев до начала войны. Советские летчики имели налет по 6 часов, танкисты, механики, водители – по 5-6 часов в «учебке». Это, естественно, сказалось.

У нас, к сожалению, был более низкий уровень подготовки среднего и высшего командного состава. Валить это все на репрессии Сталина нет никаких оснований. Дело в том, что с 1937 года число красных командиров, имеющих высшее военное образование, увеличилось. Но немецкий генералитет на тот момент был лучшим и опытнейшим в мире.

- В рассекреченных документах есть данные, что на отдельных участках фронта в первые дни войны красноармейцам удавалось не только противостоять врагу, но и отбросить его, одержать небольшие победы. Об этом расскажите подробнее.

Александр Широкорад: Представлять отступление Красной Армии в 1941 году как сплошное бегство или поражение, как иногда делали западные и некоторые наши историки, нет никаких оснований. В отличие от поражения польской армии в 1939 году или французской в 1940 году, где было повальное бегство, никакого бегства не было: отступления чередовались с массированными контрударами. Вспомним то же Смоленское сражение, которое длилось свыше двух месяцев. Именно под Смоленском родилась советская гвардия – первые четыре дивизии из стрелковых были переименованы в гвардейские именно за бои под Ельней и Смоленском.

Еще один эпизод: в 1941 году, когда десант Дунайской флотилии высадился на румынскую территорию 23 июня, и были отбиты несколько румынских деревень. Население встречало наши войска с красными флагами, с цветами и фруктами. Произошло то, что должно было быть в 1944 году: моряки Дунайской флотилии воевали малой кровью и на чужой территории.