Режиссер Калерия Кислова рассказала о трансляции парадов в СССР. ЭКСКЛЮЗИВ

07:15 24/06/2020

Подготовка к телевизионной трансляции парадов в СССР начиналась за полтора месяца до даты. Как она проходила, телеканалу «МИР 24» рассказала режиссер советского и российского телевидения, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Калерия Кислова. Она занималась режиссурой телетрансляций с начала 60-х. Главным режиссером Кислову назначили в 1975 году.

«В 1975 году в главной редакции информации меня пригласили на редсовет и сказали, что наш главный редактор – Юрий Александрович Летунов – сказал, что решили поручить мне работу главного режиссера трансляций парадов. Я стала этим заниматься ежегодно, до 1990 года, когда был последний в советском государстве парад, который всегда проходил 7 ноября, а 9 мая был парад только по юбилейным датам», – рассказала она.

Она отметила, что на репетиции парада ездили режиссеры, операторы, а также корреспондент, отвечающий за тексты. Каждый раз съемочная группа придумывала новые ходы, чтобы показать зрителям парад с разных ракурсов.

«Перед трансляцией я всех собирала у себя – камер становилось все больше, мне хотелось показать каждый раз что-то новенькое, добавить новый план. Может быть, телезритель даже не заметит новое, но мы знали, что это новинка.

ПТС стало семь, даже до десяти доходило, а камер на Красной Площади было очень много – до 30-ти: у нас стояла ПТС и на гостинице «Москва», и на гостинице «Россия». Мы выходили за 10-15 минут до парада, показывали Москву, появлялся Кириллов с Шатиловой или Кириллов с Лихитченко на трибунах – у него партнерша менялась, но Кириллов всегда оставался Кирилловым, и он начинал ровно в 10, говорил: «Внимание, внимание! Говорит и показывает Москва», – поделилась воспоминаниями режиссер.

Техника и оптика были другими, отметила Калерия Кислова, укрупнить изображение, близко показать выступающих на трибуне было невозможно, поэтому съемочная группа придумывала, как это осуществить.

«На Красной Площади стояла ПТС напротив трибун на ГУМе, оттуда можно было показать общий план трибуны Мавзолея, нельзя было укрупнить, показать выступающего, всех стоящих, поэтому перед Мавзолеем был выстроен помост трехметровой высоты, который назывался станком, на нем помещались все камеры», – рассказала она.

Режиссер добавила, что вся бригада работала с огромным желанием, поэтому сложностей с организацией трансляций не было.