Глобальное потепление – миф или неизбежность?

14:59 08/07/2020

На полюсе холода этим летом температура поднялась выше 38 градусов. Как будет меняться климат на планете, какой будет температура на Земле в конце века, могут ли полностью исчезнуть морские льды и грозит ли изменение климата стихийными бедствиями, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель директора Института физики атмосферы им. К. А. Обухова РАН Владимир Семенов.

- По данным Росгидромета, июнь вошел в тройку самых жарких за всю историю метеонаблюдений. Июль подхватил эстафету – жарко везде. То, что мы наблюдаем, это результат глобального потепления?

Владимир Семенов: Происходит глобальное потепление, температура монотонно увеличивается, на фоне этого происходят скачки – межгодовая изменчивость – то вверх, то вниз, но в среднем температура увеличивается. В 90-е годы каждый третий-четвертый год бил температурные рекорды за период инструментальных наблюдений. Это продолжается и сейчас, ничего необычного в этом нет. Если глобальная температура растет, то температура, в том числе в России с достаточной регулярностью будет бить рекорды во все сезоны.

- Существует прогноз, что в ближайшие годы глобальное потепление может ускориться. Вы с этим согласны?

Владимир Семенов: Не совсем. Модели климата показывают, что изменение температуры будет происходить достаточно линейно, примерно с такой же скоростью, с какой они происходили последние 30 лет: температура будет расти, к концу века вырастет еще на 2 градуса. Большинство моделей резких ускорений роста температуры не предсказывают. В отличие от сокращения площади морских льдов, которые через 20-30 лет будут ускоренно сокращаться и могут полностью исчезнуть.

- Есть данные Росгидромета, что в России процесс потепления идет в 2-2,5 раза быстрее, чем в целом по планете. Почему так?

Владимир Семенов: Не только в России, на всех северных континентах потепление происходит ускоренными темпами: в России примерно в 2 раза, а в Арктике в 3 раза быстрее, чем в среднем по планете. Это связано с эффектом полярного усиления: чем севернее, тем быстрее происходит глобальное потепление, что связано с несколькими эффектами. Один из них – отражательная способность Земли.

В Северном полушарии много снега и льда, который тает. Поверхность без снега становится более темной, поглощает еще больше солнечной радиации, еще больше нагревается. Таким образом, разогревание Земли происходит сильнее. Помимо этого есть эффекты, связанные с водяным паром: более влажная атмосфера, изменение водяного пара на севере оказывают более существенное влияние на температуру, на радиационный баланс, чем в южных широтах. Еще несколько радиационных эффектов, которые вместе дают быстрый рост температуры в высоких широтах.

- Климатические изменения могут привести к росту количества погодных аномалий и стихийных бедствий?

Владимир Семенов: Да, такие теории есть. Часто они физически обоснованны. Например, рост уровня океана. Помимо роста самого уровня увеличивается высота волн, потому что она также зависит от глубины прибрежной зоны – чем она больше, тем выше уровень волн, тем больше вероятность явлений, которые оказывают разрушительное воздействие на побережье тех стран, высота поверхности которых вблизи уровня моря (Голландия, восточное побережье США, у нас – Калининградская область). Там увеличиваются риски, связанные с нагонами, с разрушением берега, с наводнениями.

Экстремальные погодные явления связаны с гидрологическим циклом. Более теплая атмосфера содержит больше влаги – это скрытая энергия, конвективные интенсивные движения, ливни. В большинстве регионов будет становиться больше экстремальных осадков.

Плюс к этому волны жары. С потеплением будет увеличиваться частота волн жары и сопутствующие им негативные явления: пожары, увеличение загрязнений приземного слоя атмосферы, поскольку они накапливаются при волнах жары. Да, действительно, мы ожидаем большего количества экстремальных погодных явлений.

- Высказываются гипотезы, что из-за повышения температуры начнет таять мерзлота, и могут вскрыться могильники животных, которые погибли от серьезных болезней. Возможно ли, что эти болезни выйдут на поверхность?

Владимир Семенов: Что касается скотомогильников, это не гипотеза. Уже известны факты, когда они вскрываются, поскольку многолетние мерзлые грунты протаивают. Конечно, это большая опасность. Еще 15 лет назад такие вопросы ставились, делались оценки, где такая опасность будет существовать.

Нужно принимать меры. Вопросы, связанные с вечной мерзлотой, наиболее актуальны для Арктики: это инфраструктура, жилые строения, скотомогильники. За этим нужно тщательно следить и предупреждать риски негативных событий.