Новые должности и новая система аттестации учителей: что изменится в российских школах?

16:19 10/08/2020
ЕГЭ по математике
ФОТО : МТРК «Мир» / Мария Андросова

Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что в российских школах будут введены новые должности. «В сентябре 2021 года начнём апробацию новой системы аттестации учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист, учитель-наставник», – сказал Кравцов журналистам. По его словам, это поможет повысить престиж профессии, а также создаст условия для непрерывного профессионального развития педагогов.

«После введения новой иерархии с промежуточными контролирующими звеньями в школе появится прозрачность процессов, улучшится коммуникация между сотрудниками, – рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» руководитель учебного отдела общеобразовательной онлайн-школы InternetUrok.ru Оксана Мыльникова. – Уменьшится профессиональное выгорание: если раньше в ведении одного завуча было слишком много учителей, а самим учителям не хватало его внимания, то теперь можно надеяться на улучшение ситуации. Кроме того, исключается человеческий фактор: каждый учитель может по-своему понимать программу, но методист может донести до всех унифицированные требования».

Совсем иной точки зрения придерживается школьный педагог с более чем 30-летним стажем, заслуженный учитель России Александр Снегуров. По его мнению, введение этих должностей лишь приведет к эскалации бюрократических процедур. «Ведь вслед за введением новых ставок тянется череда всяких отчетов, проверок и прочих дополнительных бюрократических проблем, которых у учителей и так очень много», – говорит педагог.

«Бюрократический конвейер замучил педагогов. Любое внедрение дополнительных должностей обязательно влечет за собой перечень обязанностей, за которые нужно отчитаться. И заниматься этим учителям приходится больше, чем самой работой. Педагоги погрязли в ненужной бюрократии. Что действительно очень важно – это освободить их от прессинга сверху. Это было бы очень важным шагом нового министра», – говорит Снегуров.

По словам Александра Снегурова введение новых должностей лишь усложнит ситуацию. Сейчас этой работой в школе уже занимаются: существует должность «методист». А наставничеством занимаются опытные педагоги, которые работают с учителями, пришедшими из вуза или после длительного перерыва в работе. А также с теми, кто переквалифицировался после работы в другой профессии.

«Это работа с педагогическими кадрами, которая и так ведется, и было бы гораздо полезнее вознаградить учителей, которые за нее берутся, в форме премий или доплат. А новые должности только утяжеляют и так слишком перегруженный перечень должностей», – говорит педагог.

С другой стороны, в школе есть должности, в которые, по мнению Александра Снегурова, надо вдохнуть новую жизнь. Это психологи, социальные педагоги, логопеды и медицинские работники. По словам педагога, людей, работающих на этих должностях, стало меньше, особенно в регионах.

По мнению Оксаны Мыльниковой, в школе нужны и другие специалисты, появление которых диктует время. «Весенняя дистанционка вывела на поверхность проблемы очного обучения. У образовательного процесса три стороны: ученики, учителя, родители. При этом учителя и родители общаются не так много, разве что в рамках родительских собраний, и ребенок находится меж двух огней. Не хватает компетентного взрослого, который будет другом ребенку, поможет разобраться в ситуации. У нас эту роль тьютора выполняет персональный наставник», – говорит эксперт.

Также, по ее словам, современным школам не хватает конфликтолога. Обычный школьный психолог общается преимущественно с учениками и с родителями. Конфликтолог же помогает в первую очередь учителям правильно реагировать на конфликты и разрешать их. Впрочем, уже сейчас в современных школах есть тенденция – появляются омбудсмены, которые обсуждают конфликтную ситуацию со всеми сторонами – с учителем, учеником, – а потом доносят информацию до директора.

«Наконец, у учителей возникает много вопросов в связи с их правами и обязанностями, оплатой и рабочим графиком: вызвали из отпуска, заставили дежурить на экзамене, не оплатили дополнительные рабочие часы. Не хватает связующего звена между ними и администрацией, – говорит Оксана Мыльникова. – У нас эту роль выполняют кураторы, вышедшие из числа учителей: они знают ситуацию по обе стороны».