Мигрантов в России внесут в единый реестр. МВД планирует обязать их сдавать отпечатки пальцев и заводить ID-карту. Как и для кого изменятся правила, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский.
- Как Вы оцениваете эту инициативу?
Юрий Московский: Инициатива ожидаемая. Это изменения и дополнения в действующее законодательство. Дактилоскопию у нас уже сейчас сдают иностранные граждане, те, кто работает по патентам – граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Молдовы – все проходят дактилоскопию. То же касается рабочих из визовых стран, которые работают по квотам. Просто это будет распространено на тех работников, которые находятся на территории России больше 30 дней и не относятся к этим государствам. Это будет распространяться на работников из стран Евразийского экономического союза. До создания Союза это правило и было – все иностранные граждане сдавали отпечатки пальцев.
Что касается личных кабинетов, аналог есть на сайте Центра Сахарова. Это схемы давно отработанные и действующие, осталось их дополнить и расширить.
- Какие недостатки есть у существующей системы выдачи разрешений на временное проживание?
Юрий Московский: Если мы говорим о ситуации с РВП и видом на жительство, уже давно говорится о том, что это лишняя ступень, которую необходимо ликвидировать – совместить РВП и вид на жительство в один документ, убрав излишние препятствия на получение российского гражданства.
- Сейчас гражданам стран, входящих в Таможенный союз, нужно получить разрешение на временное проживание и приступить к работе. Что для них изменится?
Юрий Московский: Им не нужно разрешение на временное проживание, чтобы приступить к работе. Им нужно просто приехать в Российскую Федерацию и начать работать, заключив трудовой договор с работодателем, как и российскому гражданину. Только работодатель обязан уведомлять о том, что у него работает иностранный гражданин. Если он это не делает, он нарушает российское законодательство, и работодателя можно привлечь за незаконный найм рабочей силы, оштрафовав на сумму от 400 тысяч.
Сейчас будет введено правило о том, что иностранные граждане, работающие в Российской Федерации, сдают дактилоскопию и заводят личный кабинет. Это касается тех, кого раньше не касалось, потому что есть значительная часть иностранных граждан, которые работают по патентам (две трети иностранцев, работающих в России). Они платят не за патент, а дают авансовый платеж в налоговую, то есть просто расширяется категория лиц, которые сдают дактилоскопию.
- Изменения позволят контролировать поток мигрантов. Количество инстанций, которые нужно посетить для оформления документов, сократится?
Юрий Московский: Это позволит не контролировать поток, а позволит видеть, что происходит с этим потоком, лучше. В Российской Федерации единовременно работают порядка двух с половиной миллионов иностранных граждан, из них порядка 650 тысяч – в Москве. По Москве это – менее 10% рабочей силы.
- Чтобы получить разрешение на работу, нужно потратить от 30 до 80 тысяч рублей. Новые правила повысят стоимость нахождения мигрантов в России?
Юрий Московский: Чтобы получить не разрешение на работу, а патент. Для патентников нужно первоначально потратить порядка 16-17 тысяч рублей – в разных областях по-разному. В сумму входит и первоначальная оплата патента. Сумма, которую вы назвали, не соответствует действительности. Две трети работающих иностранцев трудятся по патентам, одна треть будет проходить дактилоскопию. Несколько сотен человек, которым запрещен въезд в Россию, не поедут.
- Какому количеству мигрантов пришлось уехать из России из-за коронавируса? Многие ли вернутся после открытия границ?
Юрий Московский: Уехали немного, потому что границы с Россией были закрыты длительное время. Кто-то пробивался, кто оказывался в сложной ситуации, были чартерные рейсы, но речь не идет о сотнях тысяч людей, которые уехали, хотя многие хотели уехать, потому что оказались в сложной ситуации. Въезд запрещали сами принимающие страны. Украина, например, запрещала транзит через свою территорию, в Молдове договорились, Казахстан тоже свои границы закрыл, недавно только открыл для поездов. Речь идет об очень небольшом количестве людей, которые выехали из Российской Федерации в период жесткого карантина.
Много ли людей приедет обратно? Рынок труда очень требует рабочую силу из-за рубежа. Если этих людей не будет, многие организации просто прекратят работу. Российские граждане, в них работающие, тоже лишатся работы. Карантинные меры не будут сняты в той мере, как предполагается. Иностранных граждан будут сейчас еще и на COVID проверять.
Есть один недостаток по принимаемым решениям – у нас медицину проходят только патентники, то есть на эпидемиологические заболевания. А непатентники никаких освидетельствований не проходят или проходят по принадлежности – там же, где и российские граждане, получая справки в тех же медцентрах, что и российские граждане. К этим справкам зачастую возникает много претензий. Эти центры, на мой взгляд, нуждаются в дополнительной проверке и переводе части их функций, касающихся иностранных граждан, в имеющийся миграционный центр, в тот же Сахарова по Москве, потому что этот центр доказал свою надежность с этой точки зрения.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира