С 1 сентября начала действовать упрощенная процедура банкротства физических лиц. В суд обращаться не нужно, достаточно прийти в МФЦ. Как изменился закон, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.
- Какие документы должен предоставить гражданин?
Илья Торосов: Очень простой пакет. Суть законопроекта и всей процедуры в том, чтобы она была максимально простой и бесплатной. Нужно прийти, иметь с собой паспорт, заявление с реестром кредиторов и все.
- Раньше банкротом признавали гражданина, у которого долг не менее 500 тысяч рублей и просрочка по кредиту не меньше трех месяцев. Какие-то изменения произошли?
Илья Торосов: По внесудебной процедуре можно банкротиться, если у вас долг от 50 до 500 тысяч рублей и исполнительное производство по вам завершено, то есть были исполнительные листы, по которым пристав не смог найти активы, источники погашения долгов, которые есть у гражданина.
- До внесения поправок стоимость процедуры банкротства составляла порядка ста тысяч рублей?
Илья Торосов: От ста до двухсот тысяч, потому что требовалось участие арбитражного управляющего, были расходы на суды.
- Сколько времени занимает процедура теперь?
Илья Торосов: После того, как вы пришли в МФЦ (надеюсь, уложились в 30 минут), заполнили заявление, МФЦ три дня проверяет, соответствуете ли вы критериям: что против вас закрыто исполнительное производство, что у вас долг до 500 тысяч рублей. После этого вы шесть месяцев ждете. Есть общее публичное заявление, что вы хотите обанкротиться. По завершении шести месяцев, если никто из кредиторов не перевел процедуру в судебную, вы очистились от долгов.
- В эту категорию попадают самозанятые и индивидуальные предприниматели?
Илья Торосов: Да, нет ограничений касательно данных лиц. Главное, чтобы долг был не более 500 тысяч.
- Если сумма долга больше, человеку придется идти в суд?
Илья Торосов: Да, правильно.
- Есть ли данные с начала сентября о количестве россиян, которые решили воспользоваться упрощенной процедурой?
Илья Торосов: Более тысячи человек подали заявления, почти полторы тысячи на данный момент. Заявлений, которые уже официально пошли в процедуру банкротства, около трехсот. Еще раз хочу подчеркнуть, что должно быть закрыто исполнительное производство, должны быть исполнительные листы, по которым приставы ничего не нашли. Часто граждане приходят, у которых открыты исполнительные производства.
- Есть прогноз, какое число россиян захочет сбросить бремя долгов?
Илья Торосов: Процедура только запустилась, пока люди узнают, пока проверят все документы. Мы надеемся, что наплыв будет в следующем году. Сейчас мы ждем от тысячи до двух тысяч человек в месяц.
- Нет ли опасности, что люди злонамеренно будут обращаться за процедурой банкротства, чтобы не отдавать банку долги?
Илья Торосов: Этот риск мы нивелируем. Должно быть закрыто исполнительное производство, что приставы искали и не нашли активы, подтверждают, что у вас нет источников погашения по кредитам. Второй момент – что в течение шести месяцев любой из кредиторов, которых вы укажете или не укажете, может подать заявление в суд и перевести процедуру в судебную.
Полгода вы висите, у вас публичная оферта всему миру, что вы хотите обанкротиться. Любой кредитор, если он не согласен с тем, что у вас нет активов, если он полагает, что у вас есть что взыскать, может перевести всю процедуру в суд.
- Какое-то наказание человеку грозит в таком случае?
Илья Торосов: Нет, административного или уголовного нет. Но как только переводится процедура в судебную, данная процедура заканчивается.
- Какие последствия влечет за собой признание гражданина банкротом?
Илья Торосов: С точки зрения кредитов последствия такие: в течение пяти лет после признания гражданина банкротом он должен указывать при получении кредита, что он прошел данную процедуру. Это уже отношения банка и данного гражданина, но законных ограничений нет.
- После пяти лет процедура считается аннулированной?
Илья Торосов: Нет, в течение пяти лет он должен указывать, но в базах данных все есть. Гражданин по закону может данную процедуру пройти раз в десять лет.
Подробнее в сюжете: Гости эфира