На 82-ом году из жизни ушел Владимир Мусаэльян. На протяжении 14 лет он был личным фотохроникером Леонида Брежнева. Почти 60 лет Владимир Гургенович проработал в главном информационном агентстве страны.
Фотографии Владимира Мусаэльяна словно наглядный учебник истории. По его снимкам сейчас можно изучать не только внешнюю политику страны, но и жизнь внутри Кремля. Владимир Гургенович работал с четярьмя Генсеками Советского Союза, но свои главные кадры сделал с Леонидом Брежневым.
«Я с ним проработал 14 лет. Я пришел молодым человеком, ему было уже за 60. Я не поспевал за ним. По месяцу ездили по стране», – вспоминал Владимир Мусаэльян.
Таким советского вождя видели не многие. Мусаэльян сопровождал Брежнева во всех командировках, и зачастую был единственным свидетелем ключевых для той эпохи событий. Большую часть снимков сначала не хотели, а потом не могли публиковать – слишком личные. Ну кто мог представить, что так могли проходить переговоры на высшем уровне?! Или поездка на Остров победы. Официальная хроника для газет выглядела совсем по-другому.
«Лучше целоваться, чем ругаться. Мое мнение. Не знаю, меня это не раздражало, я нормально все это воспринимал. Другое дело, что мы не давали это газетам. Давали официальные более или менее снимки», – говорил Владимир Мусаэльян.
Эти его работы сложно назвать отражением эпохи застоя. На не опубликованных в то время снимках Брежнев выглядит человечным и обаятельным. Владимир Гургенович снимал генсека даже когда тот об этом не подозревал, так получались совсем домашние снимки. В 80-м, когда у Мусаэльяна вдруг случился инфаркт, Леонид Ильич позвал его с собой отдыхать в Крыму. Там в неформальной обстановке и было сделано это знаменитое фото.
«Вот эта фотография, про которую он сказал: «Я как Ален Делон». Вот он такой красивый», – показал снимок Владимир Мусаэльян.
С камерой наперевес Мусаэльян проехал полмира. Почти 60 лет прослужил в главном информационном агентстве страны – ТАСС.
«Владимир Гургенович – действительно, легенда, монстр, глыба. Столько лет смог проработать с разными людьми, сложными. Это доказательство того, что он был очень коммуникабельный, контактный, профессиональный, что важно. Он не делал гламурной картинки, он делал портреты людей такими, какими они были», – заявил руководитель спецпроекта «Первые лица», ТАСС Андрей Ванденко.
Любимой темой Мусаэльяна был космос. Он снимал подготовку экипажей, запуски ракет. За его фотоархив иностранные журналисты предлагали ему миллион долларов США. Но Мусаэльян ответил – историей и доверием не торгую.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»