Сегодня в России День народного единства. 408 лет назад народное ополчение разгромило в Москве польско-литовских интервентов. Из-за пандемии коронавируса отмечать будут большей частью в виртуальном формате. Как проходят празднества на родине второго ополчения – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Владимира Сероухова.
Как и четыре века назад, в Нижнем Новгороде снова собирали народное ополчение. В пандемию – исключительно виртуальное. 700 волонтеров, из фотографий которых сделали репродукцию картины Константина Маковского «Воззвание Минина». Дизайнер просто добавляет к портретам фон разных цветов и собирает, как большой пазл.
«Для меня как человека, родившегося на нижегородской земле, очень важно почтить память наших предков, которые приняли участие в таком важном историческом событии», – призналась волонтер Екатерина Шибалова.
Оригинальная картина описывает осень 1611 года. Земский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал земляков прогнать из Москвы польско-литовских оккупантов. В то время белокаменная уже два года находится под властью европейских захватчиков. На троне друг друга сменяют цари-самозванцы. Россия воюет одновременно с Речью Посполитой и Шведским королевством. В общем – Смута.
«Незнатный, простой человек, но, как пишут иностранцы, обладавший очень сильным внутренним стержнем, большим даром слова, сумел сплотить вокруг себя людей, призвать их, собрать деньги на ополчение», – отметила младший научный сотрудник Нижегородского государственного художественного музея Евгения Чистякова.
До этого собиралось первое ополчение, но дворяне и казаки постоянно спорили и не смогли освободить столицу. Минин решил не повторять их ошибок. У второго ополчения всего два руководителя, каждый занят своим делом. Сам Кузьма добывает и тратит деньги. Когда не хватает, берет у купцов и знати кредиты. Обещает не только вернуть, но и замолвить за спонсоров слово, когда престол вернут русскому царю.
«Кузьма Минин – единственный в истории России финансист (он стоял у казны ополчения, был министром финансов ополчения, это его должность), которого никогда не обвиняли в воровстве», – указал руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов.
Командовать войском Минин пригласил князя Дмитрия Пожарского. В это время потомок основателя Москвы Юрия Долгорукого и ветеран первого ополчения залечивал раны, но не отказал.
«Нужен был человек, который был не запятнан отношениями с поляками. Людей такого высокого уровня на тот момент уже не было», – говорит директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, кандидат исторических наук Мария Карташова.
Ополчение собралось пестрое. На столицу двинулись смоляне и нижегородские воины, сибирские татары и башкирская конница. Под знамена Минина и Пожарского встали даже польские перебежчики, а еще этнические испанцы, французы и немцы.
«Все воззвания ополчения написаны очень грамотно: «мы, Московского государства люди разных чинов». В переводе на русский язык – «мы, граждане Российской Федерации». Никогда не выпячивали ни национальную, ни религиозную составляющие. Они обеспечили возможность консолидации разных сил», – отметил Пудалов.
Летом 1612-го 12 тысяч бойцов подходят к Москве. В ноябре ополчение выбивает интервентов из столицы. Новый царь Михаил Федорович Романов дарует Минину земли, чин думного дворянина и назначает своим помощником. Пожарскому жалует сан боярина и обширные поместья.
Через два столетия перед собором Василия Блаженного в Москве установили памятник победоносному дуэту, который не осмелились убрать даже большевики.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: История