Ученые из Великобритании выяснили, что дети, играющие с куклами, прокачивают эмпатию. Это дает им определенные преимущества в дальнейшей жизни. О чем конкретно идет речь и какие игрушки детям лучше не давать, телеканалу «МИР 24» рассказала педагог-психолог Елена Рагозина.
- О каких преимуществах идет речь?
Елена Рагозина: Важно понимать, когда игра приходит в жизнь ребенка, зачем и почему. Детям от года до трех лет игра неинтересна. Ведущая деятельность у них – предметно-манипулятивная. Ребенок должен взять в руки любой предмет – куклу, мишку, кубик, шарик – держать его, разломать, шуршать, посмотреть, что внутри. До трех лет ребенок не видит разницы между Барби и мишкой.
С трех лет у ребенка начинает проявляться игровая деятельность. Тут в ход идут машинки, куклы, конструкторы, с мягкими игрушками они начинают играть более активно и более осознанно, поэтому родители, которые покупают дорогущие куклы детям до трех лет, потом расстраиваются, что они лежат в шкафу, ребенок наступил на них, разукрасил и так далее. Лучше не делать таких дорогих подарков, лучше что-то развивающее для мелкой моторики.
Кукол можно включать в жизнь ребенка с трех лет спокойно. Они способны развивать эмпатию, коммуникацию, с помощью кукол детей можно социализировать – мы это делаем на семейно-игровой практике с более старшими детьми.
- Какие социальные навыки приобретают дети, играя с куклами?
Елена Рагозина: Игра – это перенос того, что видит ребенок, на адаптированную жизнь ребенка. С помощью кукол мы детей успешно социализируем – играем в больницу, в садик или школу, в повара, учим укладывать куклу спать, одевать по погоде. Например, был случай, когда девочка не хотела одеваться. Я предложила маме взять куклу на улицу, а ребенку было три с половиной года, одеть ее по погоде, чтобы кукла не замерзла. Сейчас зима – мы в шорты оденем куклу или потеплее? Кто быстрее оденется? Через игру девочка привыкла одеваться на улицу.
Есть в педагогике понятие – метапредметный подход, когда с помощью одного упражнения мы решаем много задач. Например, что такое игра в куклы? Это развитие мелкой моторики – важнейшая часть развития детей от года до семи лет. В этом возрасте все, что мы делаем с детками, – это развитие крупной и мелкой моторики. Мелкая моторика – пальчики, ручки, это речь. Очень хорошо развивать мелкую моторику с куклами – застегнуть молнию, кнопки, надеть ботинки, причесать, косички заплести. Плюс окружающий мир: одеть куклу по погоде – это природоведение. Какая сейчас погода – солнечная, жарко, холодно? Какое время года – лето, зима, осень? Все эти навыки в игре приобретаются. Куклу можно покормить, вылечить, уложить спать.
Был случай, когда в ходе практики ребенок начинал шлепать куклу. Понятно, что ребенок с этим навыком не родился, что это перенос того, что он видел дома. Выяснился факт рукоприкладства родителей.
- Это же исследование показало, что игры с куклами полезны и девочкам, и мальчикам?
Елена Рагозина: Да, до трех лет у нас нет гендерных различий между игрушками для девочек и для мальчиков. Очень часто я осекаю родителей, которые говорят мальчикам, что не нужно брать бантики, потому что они для девочек. Этого нельзя делать: до трех лет все дети играют во все: девочки – в машинки, мальчики – в куклы, возят их в коляске, раздевают, одевают – этот навык тоже нужен мальчикам. Они же тоже ложатся спать, ходят к врачу, надевают ботинки, носки, играют на площадке. Это общий навык.
- Нужно ограничивать время игр? Или ребенок должен играть столько, сколько он хочет?
Елена Рагозина: Все регулируется режимом дня ребенка. Если ребенок хочет играть вместо режимного момента, не надо этого допускать. Нельзя давать очень бурно играть на ночь, во время еды обще нельзя играть. Я категорически рекомендую выключать телевизор, музыку, все, что не касается приема пищи.
Если у ребенка нет других занятий, конечно, пусть играет, желательно, вместе с кем-то. Ребенку важно, чтобы родители тоже участвовали в игре, он показывает, как он научился играть, демонстрирует навыки.
- Какие игрушки вредны?
Елена Рагозина: Вредны игрушки не по возрасту, которые очень сильно якорят образ: монстры, Барби – это серьезный психический удар по ребенку. Девочка вырастает с четким пониманием, что фигура у нее должна быть только такая, как у Барби, только такие глаза, волосы.
Сейчас обсуждается остро тема с куклами, на которых, если поливать их водой, проступает нижнее белье недвусмысленного подтекста – чулки и так далее. Лучше, чтобы кукла была правдоподобной, чтобы у нее были пропорциональные черты лица, лучше без каких-то эмоций, чтобы у ребенка было поле для фантазии, чтобы он смог додумать: какое сегодня настроение у куклы, с каким настроением кукла встала, хочет ли она в садик. При покупке кукол важно обращать внимание на материалы, на качество.
- С какого возраста детям в руки можно давать планшеты и смартфоны?
Елена Рагозина: Раньше семи лет смысла в гаджетах нет. У ребенка с года до семи лет деятельность предметно-манипулятивная, потом подключается игровая. К семи годам деятельность у них познавательная – они начинают учиться, становятся учениками. Нужно понимать, что ребенок не рождается с телефоном в руке. Я наблюдала мальчика двух с половиной лет с серьезной гаджетозависимостью, причина в родителях.
Прежде чем поработать с ребенком, нужно поработать на эту тему с родителями, понять, откуда в детских руках появился телефон. Там был случай, когда ребенок 12 часов в день сидел в планшете, и маму все устраивало. Потом мама сильно удивлялась, почему ребенок не общается с другими детьми, почему он не умеет играть и не говорит вообще никаких звуков. Три с половиной месяца пришлось лечить ребенка от гаджетозависимости.
До семи лет никаких гаджетов, телевизор крайне дозировано, и только мультфильмы, которые развивают. Других причин дать ребенку телефон в руки я не вижу. Если ребенок школьник, то телефон нужен, чтобы понять, где он, оперативно связаться с родителями, но нужно понимать, зачем ребенку последняя модель телефона для этого, когда можно обойтись простой моделью.
Подробнее в сюжете: Гости эфира