Легенда балета. Сегодня 95 лет со дня рождения Майи Плисецкой. Она начала танцевать в раннем детстве, а сняла пуанты лишь в 70! Плисецкая была символом Большого театра, выступала перед первыми лицами государств. О величайшей балерине XX века расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова.
Символ русского балета – «Умирающий лебедь». Наравне с Анной Павловой, Галиной Улановой эта партия станет визитной карточкой и Майи Плисецкой. Она танцевала ее по-своему – с акцентом на пластике рук.
«Руки – это крылья! В «Лебедином озере» это большие крылья – метущиеся, трепещущие, какие угодно. Но крылья, и крылья свои. Крылья свои, а не взятые у какой-нибудь балерины напрокат», – говорила Плисецкая.
Этот номер для 14-летней Майи поставила ее тетя – танцовщица Большого Суламифь Мессерер. Плисецкая, с ранних лет вхожая в театр, смело перекраивала под себя любой танец.
«Часто она переделывала какие-то хореографические задания, хореографический рисунок по-своему. Это ее индивидуальность, это и есть ее талант и ее ценность», – считает артист балета, педагог Азарий Плисецкий.
Ее считали дочерью врага народа: отца расстреляли, мать сослали. Сама балерина стала «невыездной», при этом выступала перед руководством страны. На сцене Плисецкую закрепил талант и ее бойцовский характер.
«Это тайфун, цунами на сцене. Это откровение. Всегда ведь что интересно – для меня, во всяком случае, – когда на сцене личность утверждает свое видение того или иного образа», – отметил народный артист СССР Михаил Лавровский.
Мифическая Одетта-Одиллия, романтичные Аврора и Джульетта. Плисецкая виртуозно исполняла все классические партии. Но манило ее современное искусство. Чтобы исполнить «Болеро» Мориса Бежара, балерина добралась до самого Брежнева. На откровенную постановку генсек дал добро.
В «Кармен-сюите» ее ругали за эротизм и «голые ляжки». Постановку хотели запретить, но Плисецкая отстояла.
«Вот там же, в опере «Кармен», очень хорошая фраза, она говорит: «Свободной родилась, свободной и умру». Понимаете, этот балет, скорее всего, о свободе – в исполнении Плисецкой», – уверен народный артист РФ Николай Цискаридзе.
Партнер по балету Сергей Радченко вспоминает: за каждую партию она боролась, как за собственного ребенка.
«Для нее творчество было всем. Остальное не существовало. Это я точно могу сказать, потому что я много лет с ней работал и путешествовал по всему миру. Только творчество. Поэтому на детей у нее времени не было», – отметил артист балета, руководитель «Русского национального балета» Сергей Радченко.
В 1959-м году Майя Плисецкая становится народной артисткой СССР. Через 30 лет она уйдет из Большого, но не из балета. Уже в преклонном возрасте станцевала в мини-спектакле «Аве Майя». Свои 90 лет планировала также встретить на сцене, но за полгода до юбилея скончалась от сердечного приступа.
В воскресенье на телеканале МИР смотрите программу «Рожденные в СССР», посвященную Майе Плисецкой. Начало в 8:50.
Читайте также: