Ушли в безнал: кто выигрывает от перехода к онлайн-расчетам?

16:31 09/12/2020

Коронавирус заставил россиян отказаться от наличных. Россия оказалась в пятерке стран по темпу роста безналичных платежей. Почему граждане предпочитают карты и насколько удобен безналичный расчет, телеканалу «МИР 24» рассказал президент Центра экономики инфраструктуры, кандидат экономических наук Владимир Косой.

- Насколько на этот процесс повлиял коронавирус?

Владимир Косой: Коронавирус, безусловно, подстегнул вопросы, связанные с безналичными расчетами, поскольку значительная часть населения, в частности, в крупных городах, сократила количество физических контактов, ушла из оффлайн сфера обслуживания и покупок в онлайн – это привело к нарастанию объемов безналичных платежей, которые в России являются по темпам роста одними из самых высоких в мире. Это связано с политикой ЦБ, в целом банковского сообщества – у нас очень низкие комиссии на эквайринг на уровне других стран. Эта тарифная политика операторов системы, связанной с безналичными платежами, приводит к тому, что они стали значительно более популярными, чем в других странах.

В целом ряде стран, если вы в магазине пытаетесь заплатить, к примеру, сумму меньше двух, трех, пяти долларов или евро, у вас откажутся принимать этот платеж, потому что продавец не захочет платить комиссию, а потребует, чтобы вы маленькую сумму заплатили наличными.

- Для экономики отказ от наличных – это хорошо?

Владимир Косой: В целом, это хорошо с двух сторон. Отказ от наличных повышает скорость оборачиваемости – меньшей массой денег вы можете обслужить большее количество операций, что является благом. Вторая сторона вопроса – безналичный денежный оборот обеспечивает значительно более высокую прозрачность того, что делают хозяйствующие субъекты, позволяет тем же фискальным органам осуществлять более эффективную налоговую политику и фискальную, что тоже является благом.

Мы можем рассуждать, являются ли налоги справедливыми, но это уже другой вопрос. Самое главное – это стимулирует хозяйствующие субъекты выполнять налоговые фискальные обязательства.

- Именно молодежь переходит на безнал. Купюры будут в обороте еще больше сокращаться?

Владимир Косой: С учетом того, куда мы движемся, подозреваю, что не только купюры будут сокращаться в обороте, а через несколько лет физических карточек банковских не останется, потому что все функции будут сосредоточены в смартфоне или аналоге смартфона.

- Есть мнение, что наличные останутся в теневой экономике. Что в об этом думаете?

Владимир Косой: То, что предоставляет тот же даркнет и серые зоны – всевозможные виртуальные валюты типа биткоина – они на сегодняшний день более сложны в технологической эксплуатации. Но с точки зрения возможности их использования в теневой экономике они не менее удобны в моем понимании при определенном уровне квалификации пользователя, чем деньги.

- Потребители готовы противостоять киберпреступлениям?

Владимир Косой: Вопрос безопасности стоит всегда. Если раньше стоял вопрос безопасности, когда ты выходишь с мешком денег из обменного пункта и боишься, что тебе по голове ударят, та же проблема сейчас в области защиты паролей, программных продуктов. Везде, где есть оборот, будут мошенники, и мы с ними будем бороться. Эта бесконечная гонка никогда не закончится.

Населению надо учиться, повышать бдительность, потому что вариантов отъема денег у населения абсолютно не честных огромное количество и онлайн, и оффлайн.

- Что поможет сохранить деньги при онлайн-оплате?

Владимир Косой: Я могу руководствоваться консервативными принципами. У меня несколько разных счетов, разные карточки, которые я использую для различного типа операций. Я обязательно все карты привязываю к смс и не ленюсь заглядывать с смартфон: кто, сколько и за что списал. Если возникают малейшие подозрения, я стараюсь связаться с колл-центром банка (не путать с ответами на виртуальные звонки колл-центров, потому что могут быть мошенники). Вы звоните в банк, а не банк – вам.

- Какие платежи должны быть наличными, а какие – безналом?

Владимир Косой: В среде, когда на потребителя не перекладываются комиссии эквайринга, я любые платежи стараюсь осуществлять по безналу. Когда ты по бонусной карте покупаешь кофе на заправке, то тебе надо доплатить один рубль, зачастую у меня нет одного рубля в кармане, и я плачу даже один рубль картой. Спасибо российской банковской системе за то, что она нам это позволяет.