В поисках справедливости: жители дагестанского Ирганая 12 лет ждут компенсаций
Министр экономического развития России Максим Решетников попросил главу правительства Михаила Мишустина определить ответственных для решения вопроса компенсаций для жителей поселка Ирганай. 12 лет назад здесь построили ГЭС и населенный пункт затопило. В каких условиях сейчас живут люди, узнала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Поселка Ирганай уже и не видно полностью. 12 лет назад под воду ушли тысячи построек и гектары фруктовых садов в пяти селах Унцукульского района. Еще в 1980-х местных предупредили, что на этом месте будет Ирганайская ГЭС. Чьи дома попадают в зону затопления, получат компенсацию. Наполнить водохранилище хотели до отметки 530 метров. Но вода пришла внезапно и выше, чем планировали.
Компенсации за дома предлагали небольшие. За сотку земли – 10 тысяч рублей. Многие жители с такими суммами не согласились. Затопленная земля была плодородная. Основной доход у местных тогда – абрикосовые деревья.
Да и зреют абрикосы в горах позже, когда в сезон цены на рынке уже не 200 рублей за килограмм, а 30. Последние годы Магомед собирает документы. Компенсацию получил, но дом так и не достроил. Некогда. Он – глава инициативной группы.
У Зульфии здесь было 40 соток. Жили большой семьей, вели хозяйство. Сначала умер муж, свекровь не выдержала, потом у свекра тромб оторвался. Своего жилья у девушки нет. Сейчас она одна с двумя детьми скитается по родственникам. В то лето 2008-го, по словам адвоката, пострадали больше 10 тысяч человек. Больше четырех тысяч компенсации так и не получили.
В Минэнерго Дагестана говорят, пока проектные документы рассматривают федеральные власти, срок действия заканчивается, значит, нужно заново проводить экспертизы. В 2013-м подготовка документов уже обошлась в 40 миллионов рублей, говорят в Минэнерго. Тратить еще столько же местные власти не могут.
Мухамед – тоже бывший житель Ирганая. Новый дом построил сам. Компенсация была около 700 тысяч рублей. Этих денег хватило только дорогу к новому дому сделать. Обзавелся хозяйством, коровы, ослы. Только сено приходится закупать, пастбища остались под водой, а в горах домашним животным есть нечего.