«Мы переселились в новый виртуальный мир»: президент Telling Stories о смысле фестиваля

20:49 18/12/2020

В России пройдет фестиваль креатива Telling Stories-2021. Он посвящен идеям, инновациям и современным технологиям. Как идет подготовка, телеканалу «МИР 24» рассказал президент фестиваля, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий.

- Как идет подготовка?

Андрей Быстрицкий: Прекрасно идет. Когда начинался фестиваль, мы не ожидали, что он окажется настолько популярным и интересным. На мой взгляд, это уникальная попытка соединить и учащуюся молодежь, и иностранных коллег, и ведущих людей в мире и в России в этой сфере. Что такое Telling Stories? Это умение заниматься коммуникацией в современном, сложном коммуникационном мире: и компетентность, и медиаграмотность – много всего, что создает страшное обаяние современного коммуникационного мира. Там много рисков и вызовов, но это здорово работает. Ковид это только подчеркнул.

Мы, проведя фестиваль онлайн, поняли, что перешли в систему перманентного фестиваля, потому что новая реальность позволяет нам создавать другую организованность во времени событий. Фестиваль получил премию «Золотой пазл», а также вышел в победители на фестивале «Ивентиада». Сейчас мы решили, что есть время стартовать в следующий год.

Следующий фестиваль будет растянутым во времени, будет событием, которое не будет иметь ни начала, ни конца, но будет иметь кульминацию, причем не одну.

- Когда это событие начнется? Как можно присоединиться?

Андрей Быстрицкий: Оно уже началось, есть сайты, но будет кульминация, мы надеемся на оффлайн в мае, но понятно, что никто не может ничего предсказать. Скорее всего, мир быстро не изменится, все будет носить гибридный режим. Опыт такой у нас есть.

Интернет будущего
Этот фестиваль – диалог, развернутый во времени и пространстве. Как и во всяком хорошем разговоре, есть моменты, когда собеседники радуются или расстраиваются фразам друг друга. Момент кульминации будет в мае, но постепенно процесс будет идти. Есть огромный спрос на использование и умение использовать информационные технологии, причем от очень простого спроса – от домохозяйки и пенсионерки – до одаренного молодого пользователя. Мы переселились в новый виртуальный мир.

Мы не понимали, что такое новые нормы и новая реальность, только сейчас начинаем понимать. Трансформация и перемещение человечества в виртуальный мир идет у нас на глазах. Вес виртуального мира растет, его надо регулировать. С другой стороны, никакого виртуального мира нет, мы – живые люди, общаемся через электронные коммуникации. Все реальности связаны через людей. Коммуникация между нами есть предмет фестиваля.

Это не просто фестиваль, это исследовательская программа, коммуникационный клуб, серия разговоров. Если кому-то будет интересно, они могут и через ВШЭ, и через сайт клуба этим заняться.

- Хэдлайнерами каждый год становятся звезды мирового креативного сообщества – кинорежиссеры, фотографы, музейщики, журналисты…Как вы их заманиваете?

Андрей Быстрицкий: Состав будет еще лучше, будут люди первого ранга. Вы знаете, что наши обещания исполняются. Думаю, состав будет шире, будет несколько крупного размера мыслителей в области коммуникационной сферы. Я всегда избегаю называть людей, пока мы не получили твердое согласие. Я уверен, что телекомпания «МИР» будет партнером.

- Как удается все же их позвать?

Андрей Быстрицкий: Мир стал очень сложно созданным. Мировая элита переустроена. В этой мировой элите есть коммуникации. Ваша телекомпания, например, – очень серьезный дистрибьютор, распределитель информации в определенном регионе, ваша позиция важна. Вы прокладываете нам дорогу к определенному кругу элит.

У нас с российской стороны участвуют люди, имеющие персональный авторитет. Это тоже немаловажно. ВШЭ – очень авторитетная организация, это топ русских университетов. В-третьих, мы себя подзатравливаем, думаем, что мы хуже, чем есть на самом деле. Опыт ковида показал, что в России не хуже, чем в других странах. А уж как должны думать про себя жители азиатских стран, которые точно обошли Запад в преодолении ковида? Стоит посмотреть.

- С точки зрения организации какой формат легче?

Андрей Быстрицкий: Все форматы сложны. Самый сложный – гибридный, но, думаю, что дальше все будет носить гибридный формат. Телевидение – это фантастический опыт, который накоплен для использования онлайновых коммуникаций. С телекомпанией «МИР» и с «Валдайским клубом» мы делали колоссальные эксперименты летом и весной, как работать в таком режиме.

Конечно, самое удобное – это оффлайн. Коммуникация людей происходит иначе – они более завязаны друг на друга, чувствительны. Выключиться во время онлайн-конференции на порядок легче, чем во время оффлайна. Можно даже не вставать со стула. А в оффлайне надо встать, хлопнуть дверью, пройти мимо людей – это другого типа поступок. Это разные среды. Ничто не легче. Любая хорошая работа одинаково тяжела и легка.

- Кому фестиваль пропустить нельзя?

Андрей Быстрицкий: Всем, потому что это интересная история, и делают ее склонные к общению и любящие людей люди. Это интересно всем. Больше всего это должно быть интересно людям молодым и обучающимся тому, что связано с коммуникациями.

Это может понравиться и людям, склонным к размышлениям над природой культуры, коммуникаций и общения. У нас будет достаточно много интеллектуального на этот раз. Оно и прежде было, но осмысление происходящего является чуть более важной задачей.