От кинетоскопа до IMAX-экранов, от Чарли Чаплина до Джонни Деппа. Сегодня во всем мире отмечают День кино, пишет «Парламентская газета». 125 лет назад братья Люмьер провели для публики первый платный показ. От их «Прибытия поезда» зрители вскакивали и убегали из зала. Сегодня же наоборот – чем круче спецэффектвы, тем больше зрителей. Об эволюции кино – корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова.
Точно так же, как и пьяные ковбои из вестерна Аллы Суриковой, удирали от экрана и первые зрители братьев Люмьер. В 1895 году французы впервые публично продемонстрировали синематограф. Испуг, восторг – и вот уже «ожившими фотографиями» заинтересовались во всем мире.
Премьера первого российского фильма состоялась в 1908 году. Это была семиминутная лента Владимира Ромашкова «Стенька Разин», или «Понизовая вольница».
Звук и цвет подарил кинематографу Голливуд. Музыкальный «Певец джаза» и разноцветная «Бекки Шарп» стали первыми в своем роде. В 1960-е – эксперименты со спецэффектами и героями комиксов.
«Спецэффекты уже стали очень серьезными. Тогда же вышли первые фантастические блокбастеры. Правда, слова такого еще не было, но блокбастеры уже появились. В конце 1970-х годов вышли первые «Звездные войны», вышел первый «Чужой», – перечислил кинокритик Марсель Македонский.
Очередной прорыв совершил Джеймс Кэмерон. В своем «Терминаторе» он впервые использовал продвинутую компьютерную графику. С тех пор она стала одним из важнейших инструментов в кинопроизводстве. В том числе и в России.
«Это инструмент, который помогает рассказывать нам сказки и всяческие фантастические истории. То, что раньше было довольно тяжело или какими-то ограниченными средствами. Сейчас мы можем создавать миры, которых не было, создавать персонажей, которых не было», – констатировал супервайзер визуальных эффектов Ярман Яхин.
Проще стало воссоздать и исторические события. Чтобы снять бой во время Второй мировой, уже не нужно нанимать пиротехников. Взрывы, танки, самолеты – все это сегодня рисуют на компьютере. К примеру, как в фильме «Сталинград».
В 2013 году «Сталинград» стал самым кассовым фильмом в истории российского кинопроката. Через пять лет его рекорд в 1 млрд 600 млн рублей побьет «Движение вверх». Сегодня новый рекордсмен – комедия «Холоп». Впрочем, о коммерции режиссер фильма не думает. Оценка зрителей куда важнее.
«Я не очень ощущаю на себе финансовый успех, я не понимаю. А вот количество зрителей – 10 миллионов зрителей – это круто! Это, я себе представляю, что все жители Москвы, каждый посмотрел», – сказал режиссер Клим Шипенко.
В конце XIX века кинематограф считали искусством. Сегодня его основные критерии – бюджет и касса. «Холоп» почти догнал по сборам всемирно известный «Аватар» Джеймса Кэмерона. Такое соседство с Голливудом – повод для новых свершений. Их в России ежегодно отмечают в августе – в День российского кино.
Читайте также:
- Ученые доказали непричастность Леонарда да Винчи к созданию бюста Флоры
- Агентство печати «Новости» отметило 60-летний юбилей
- Его имя – целый мир в армянской музыке: творческий путь Арно Бабаджаняна
- Почему Марк Захаров не хотел снимать «Обыкновенное чудо»: «МИР» раскроет тайны любимого кино
- Вуди Аллен рассказал о желании снять кино в России
Подробнее в сюжете: Новости кино